«Не могу спать — хочу»: о графике Димы Филиппова
До сих пор помню ощущения с выставки «Край» в музее ART4. Я сижу в зале одна, тихо, вокруг — ритмично развешанные листы графики одного размера. Все они как фрагменты одного едва уловимого, полумиражного пейзажа. Распылённые цветовые пятна, сложные градиенты, которые в обычной жизни можно поймать разве что на рассвете или закате.
Вглядываясь в них, я быстро погрузилась в состояние, которое сложно описать словами. Думаю, похожий сакральный опыт испытывают люди в Часовне Ротко — пространстве, которое художник Марк Ротко создал специально для своей живописи цветового пятна. Он был уверен: искусство требует особых протоколов посещения, в которых зрители могли бы медитировать перед работами. Я бы не стала с ним спорить.
Выставка «Край» представляла редкую графическую серию Димы Филиппова, которую он не планировал повторять. Это подстегнуло коллекционеров: красных точек под листами на момент моего визита было уже очень много. Я, конечно, тоже хотела оставить свою — мой дух как-то особенно прочувствовал эти нежные пейзажи.
Предстояло объяснить свое желание мужу, а это задача со звёздочкой: бархатистая графика Филиппова категорически не поддается фотографированию — снимки съедают всю фактуру и поэзию. Переговоры шли долго, но мое «не могу спать — хочу», как вы понимаете, перевесило. Ниже — лист из личной коллекции.
Когда ко мне приходят гости, я люблю задавать им загадку: «Как вы думаете, из чего это сделано?». Мало кто угадывает.
Дима Филиппов в этой серии работал с цветной карандашной пылью. Да-да, теми самыми частичками грифеля, что остаются после заточки карандаша. Он вручную растирал их по бумаге, создавая нежные градиенты. Интересно, что на выставке графика была обрамлена в деревянные кейсы — я вижу в этом отсылку к коробке с карандашами, которая красиво замыкает концепцию художника.
Пейзаж здесь упрощен до знака — линии горизонта. Только она и позволяет нам считать в этих цветовых полях образ земли и неба. Это ландшафты Алтайского края, родного для художника, — не конкретные места, а впечатления, воспоминания, пронизанные и светлой тоской, и любовью.
Для самого Димы графика — это способ вернуться в состояние «до» современного искусства, к детскому удивлению. Свои опыты он называет «настройкой инструмента», где важна каждая деталь: оттенок бумаги, цвет карандаша, растушёвка. Только так можно дотянуться до нужной тональности.
«Без названия» висит у меня на кухне, но мне всё чаще хочется перевесить её в спальню — туда, где можно подолгу созерцать её в тишине. Она напоминает мне, что качественное искусство часто говорит шёпотом.