Лучшее за неделю
Анна Ника Гулева
17 ноября 2025 г., 13:27

Ошибки — это просто другие двери

С дизайнером интерьеров Алисой Шабельниковой — о том, почему не надо бояться ИИ, зачем в интерьере винтаж и как жить, когда жизнь постоянно «меняет планировку». Интервью в моей рубрике «Правила жизни»
Читать на сайте
Алиса Шабельникова. Фото из личного архива Алисы

Пятнадцать лет в профессии, десятки реализованных интерьеров, международное признание и клиенты, которые возвращаются снова и снова. Алиса Шабельникова  дизайнер интерьеров, которая верит, что цвет стен может менять судьбы, а ошибки - быть началом открытий. Мы встретились за чашкой кофе, чтобы поговорить не только о дизайне, но и о том, что такое вкус, время и куда ведут новые двери.

— Алиса, с чего началась твоя история в дизайне? Было ли это осознанным выбором?

— Не могу сказать, что был момент, когда я решила: «Ну вот, теперь я дизайнер». Но оглядываясь назад, понимаю, что это всегда было во мне. Лет в девять я сидела с бабушкой на кухне и рисовала в тетрадке планировки квартир. Это были выдуманные квартиры: восьмикомнатные для больших семей или маленькие — для скромных. Но я прорисовывала всё до мелочей. Эта тетрадка хранится у меня до сих пор.

— Откуда у ребёнка взялся такой интерес? В семье были творческие люди?

— До меня в семье не было никого, связанного с архитектурой. Но одна моя бабушка была модельером-конструктором, а у второй — гидрогеолога — была невероятно продуманная квартира: напольные вазы, живые цветы, комнаты в разных оттенках: красная гостиная, зелёная спальня, жёлтая кухня. Думаю, именно это сформировало мой вкус и любовь к пространству.

— Ты получила несколько образований. Чему тебя, в итоге, научила практика?

— Так получилось, что работать я начала почти сразу, параллельно с учёбой в Международной школе дизайна. Первый проект делала вместе с одногруппником для молодой пары. Пока другие учили теорию, мы уже ходили по стройрынкам, искали образцы, ошибались.

Диплом сдавала уже на другом реальном объекте — девушка хотела кухню в стиле прованс, современную гостиную и спальню с японскими акцентами. Это был и полный хаос, и бесценный опыт практики одновременно. Сейчас я бы такой проект в работу не взяла, но тогда именно с него всё началось. И дальше сарафанное радио сработало само, без сайта и рекламы.

— Правда ли, что твой первый тёмный интерьер получился из-за ошибки визуализатора?

— Да, и это моя любимая история. Лет десять назад мы делали проект в Хамовниках. Визуализатор прислала рендер с насыщенными графитовыми стенами, ошиблась в техзадании. Я открыла файл и подумала: «Ужас!». А потом стала рассматривать, и поняла, что это красиво. Смело, глубоко, выразительно. Показала заказчице, она сначала удивилась, но потом сказала: «Круто! Давайте». Вот так иногда всё решает случай. Если бы не эта случайность, ни я, ни она не решились бы на такой эксперимент. А так, мы сделали нечто прекрасное. Потом этот дизайн получил несколько международных наград. Иногда ошибки — это просто другие двери.

Фото из личного архива Алисы Шабельниковой

— Как ты относишься к тому, что искусственный интеллект сейчас активно входит в жизнь людей?

— Я очень рада, что искусственный интеллект входит в нашу жизнь. Это огромное поле возможностей. Я активно им пользуюсь и даже прохожу цикл лекций на эту тему. Несколько лет назад мой знакомый айтишник спросил: «Ты не боишься, что дизайнеров заменит ИИ?» Я подумала и поняла: бояться нечего. Ведь в дизайне главное — реализация.

Картинку можно сгенерировать, но никто, кроме человека, не поймёт, почему выключатель должен быть на 10 сантиметров левее, или не успокоит клиента во время стресса — ведь ремонт — это, как правило, стресс. ИИ — это инструмент, не соперник.

— В твоих проектах часто встречается винтаж. Как ты его выбираешь, и как клиенты на это реагируют?

— Моя формула идеального интерьера: 60 % — индивидуальное столярное производство, 30 % — новые вещи и 10 % — винтаж. Помню, в одном проекте на Патриарших прудах я предложила итальянскую люстру 70-х. Заказчик посмотрел и спросил:

— Алиса, я правильно понимаю, что вы хотите повесить у нас люстру, которая уже у кого-то висела?

— Да.

Он задумался, потом сказал: «Хорошо, попробуем». Позже прораб переслал переписку с электриком:

— Ты видел, люстру с помойки принесли?

— Это винтаж!

— Ну я и говорю — с помойки.

Мы смеялись всей командой, а люстра стала главным акцентом квартиры. Винтаж — это не про старость, а про историю и характер.

— Какие тренды в дизайне ты наблюдаешь сейчас?

— Сейчас мы наблюдаем переход от 70-х к 80-м. Это яркие, почти театральные интерьеры и отход от минимализма в целом. Цветовая палитра становятся смелее: это оттенки терракоты, красные, сложные фиолетовые тона. Акценты на брутальность: металл, фольга, зеркала. Одновременно набирает силу тренд на экологичность: использование переработанных материалов, забота об осознанном потреблении и стремление к единению с природой. В Европе активно создают мебель и предметы интерьера из вторичных ресурсов, и апсайклинг уже вошёл в повседневную практику дизайнеров.

— Что для тебя означает «успех» в профессии?

— Успех — это когда клиенты возвращаются. К примеру, мы сейчас делаем уже восьмой проект для одной и той же семьи: сначала это была квартира, потом загородный дом, затем квартиры для сдачи в аренду и вот сейчас их детям. Это лучшая оценка работы. Успех — не в статусе, а в счастливых людях, которые живут в твоих пространствах.

— Мы живём в эпоху неопределённости. Как ты сейчас планируешь свою жизнь?

— Я сравниваю жизнь с длинным коридором, где вдалеке видна цель, а по бокам постоянно открываются новые двери. Важно идти вперёд, но быть готовой заглянуть в одну из них и, возможно, изменить маршрут. Мир меняется быстрее, чем мы успеваем адаптироваться, поэтому я чётко планирую день, неделю, три месяца, год — но всегда оставляю место для новых возможностей.

Фото из личного архива Алисы Шабельниковой

— Если бы твоя жизнь была интерьером, каким бы он был?

— Эклектичным. Разным, насыщенным деталями, с историями и контрастами.

Но уж точно без японской спальни и кухни в стиле прованс одновременно! (Смеётся)

Поделиться своим мнением или задать вопрос можно в телеграм-канале АННА НИКА|КОД МЕДИА

Обсудить на сайте