Лучшее за неделю
Инна Чумакова
17 ноября 2025 г., 15:30

Балет по форме и притча по содержанию

Пластическая мистерия 
Читать на сайте

Впервые на сцене Театра кукол имени С. В. Образцова зрители увидели пластический перформанс, в котором вместе с артистами театра выступали профессиональные танцоры.

Фотограф: Александр Иванишин

Партию Мефистофеля блистательно исполнил Ильдар Гайнутдинов. Всякий раз сердце замирает, когда смотришь на его безупречную физическую красоту, а в этой роли уместно даже сказать: «демоническую красоту». Но восхищает не только его внешность, но и огромный талант. В танце он совершенен, обладает исключительной артистической выразительностью и глубоким пониманием хореографии и психологии персонажа. Поражает техническое мастерство Ильдара, его яркая творческая индивидуальность. В этой роли он, кажется, превзошёл самого себя. Считаю, этот артист — самый выдающийся танцор современности, новатор и обладатель уникальных природных данных.

Фотограф: Александр Иванишин

Эта постановка Егора Дружинина — необычная и, безусловно, талантливая пластическая мистерия для кукол и людей. Историю доктора Фауста рассказывают на языке пластики: это эксперимент для театра кукол и уникальный опыт для зрителя — возможность «увидеть разговор» о непреодолимом конфликте Света и Тьмы: любовь, страсть, предательство, падение, прощение… «Спектакль может показаться мрачным, в нём есть серьёзные эмоциональные триггеры, и мрачность даже может выглядеть нарочито. Но в конце история всё равно приводит зрителя к свету, к надежде на хороший финал. Это можно воспринимать как сказку: есть борьба добра со злом, но есть и моменты радостного экстаза, надежды и любви», — рассказывает автор пьесы и режиссёр-хореограф Егор Дружинин.

Фотограф: Александр Иванишин

Художественный замысел необычен и чрезвычайно выразителен. Зрителю покажут ту часть жизни алхимика, учёного, астролога и мага, в которой Небо и Ад ведут ожесточённую борьбу за его душу. А на кону этой борьбы — Спасение! Может ли любовь стать искушением? Зритель погружается в историю любви Фауста и Маргариты и наблюдает, в какой момент сильное чувство превращается в губительную страсть и падение.

Художник спектакля Виктор Никоненко отмечает: «Спектакль очень необычный, это синтез балета, театра кукол и классического театра. Работать интересно, причём „интересно“ можно понимать как „сложно“. И тем ещё интереснее. Поиск эстетики, фактуры, технических решений».

Пространство спектакля очень лаконично. По сути, это бокс с тремя порталами: в потолке, стене и полу. Выбеленные доски жемчужного цвета порой кажутся выбеленными костями. Этот бокс выполняет функцию некой «коробочки для наблюдения», чтобы зрителю было интересно «подсматривать» за тем, что люди делают в обычной суете будней.

Фотограф: Александр Иванишин

Художник Виктор Никоненко использовал эклектичное смешение эпох: костюмы артистов живого плана не привязаны к определённому времени. Исторический крой и ручное шитьё завораживают. Фактура костюмов аутентична, при этом преимущественно использованы натуральные материалы: батист, тарлатан, канва и перфорированная кожа. Классическое музыкальное оформление — абсолютная услада для слуха. Преисполниться Бахом, Бетховеном, Гуно и Генделем и почувствовать себя частью мистического действа — вот та самая находка создателей, в которой ощущается необычайная сила художественного замысла. Спектакль поставлен в Большом зале и идёт 80 минут без антракта.

Фотограф: Александр Иванишин

Картины из жизни доктора Фауста — эксперимент для театра кукол и уникальный опыт для зрителя, позволяющий увидеть новую версию непреодолимого конфликта света и тьмы. Как не попасть под власть Мефистофеля и не превратиться в его игрушку? На помощь зрителю приходит «тяжёлая артиллерия» — синтез балета и театра кукол. Куклы, на мой взгляд, помогают создать иллюзию свободы от человека и выносят свой неоспоримый вердикт спектаклю: это культурный шок, самая неординарная постановка Егора Дружинина и его команды и уникальный спектакль-парадокс, рассказанный на кукольном и балетном языках.

Обсудить на сайте