Лучшее за неделю
Вадим Баранов
28 ноября 2025 г., 15:39

Экологическое мышление — это способ видеть мир иначе

Как педагогика и экология соединяются в образовании, почему важно формировать экологическую культуру с детства? Об этом мне рассказала Юлия Никишина — экологист, член правления Межрегиональной Монтессори Ассоциации, писатель, монтессори-педагог, соучредитель Инновационного образовательного центра 

Читать на сайте

Юлия, с чего начался ваш путь в сфере экологического образования?

Мой личный интерес к экологии сформировался ещё в школьные годы. Я увлекалась географией, участвовала в олимпиадах по экологии, а параллельно училась в школе фитодизайна, где большое внимание уделялось теме взаимодействия человека и природы. Когда я открыла школу и детский сад, экология стала не просто направлением работы, а частью философии. Ведь Монтессори-подход включает так называемое космическое воспитание — систему, где ребёнок с ранних лет понимает взаимосвязи в природе, осознаёт, насколько всё живое на Земле взаимозависимо. Это и есть основа экологического мировоззрения.

Как именно экологические идеи встроены в программу образовательного центра ?

В нашем центре экологическое образование выстроено последовательно на каждом возрастном этапе — от младшей группы до старшей школы. Мы разработали авторскую модель под названием «экологическая спираль», которая отражает развитие ребёнка от простого телесного контакта с природой к осознанному экологическому действию. Эта спираль включает несколько уровней: базовый сенсорный опыт общения с природой; понимание закономерностей и связей в экосистеме; формирование личных и общественных правил поведения; практические действия, исследовательские проекты, волонтёрство.

Расскажите подробнее о проекте «ЭкоДрайв». Что это за инициатива и как она появилась?

ЭкоДрайв» вырос из работы нашей школы. Сначала мы проводили курсы для педагогов, затем реализовали исследование «ЭкоИндекс», посвящённое уровню экологической культуры в школах и детских садах. Со временем стало понятно, что важно не просто обучать, а объединять — создавать сообщество единомышленников, где педагоги, активисты, учёные и дети могут взаимодействовать. Так появился образовательный акселератор, где экология рассматривается как пространство совместного действия. Сегодня в проекте 10 обучающих треков, более 20 экспертов, и он уже вышел на международный уровень: в планах конференция и экологический лайфкэмп в Индии.

Чем «ЭкоДрайв» отличается от других образовательных инициатив?

Главная особенность проекта — его системность. Мы работаем не только с детьми, но и с педагогами и управленческими командами. Цель — не проводить «уроки экологии», а выстраивать целостную экологическую культуру школы: от среды и программ до конкретных действий. В треках объединяются разные подходы — исследования, творчество, практические кейсы, мозговые штурмы, дизайн-сессии. Мы создаём настоящую «экологическую экосистему» — пространство, где можно не просто говорить об экологии, а проживать её.

Кто поддерживает проект?

Проект реализуется при участии нескольких партнёров: школы «Земляне», школы «Вариант» (Воронеж), индийского международного центра «Оазис» и проекта «Мурмурация». Благодаря этому программа имеет сетевой формат и охватывает разные регионы и профессиональные сообщества.

Какие результаты вы уже видите?

Самый важный результат — это изменение восприятия. Участники начинают рассматривать экологию не как дополнительную нагрузку, а как творческий и осмысленный процесс. В рамках трека «Экотворчество» рождаются идеи, проекты и инициативы, которые постепенно переходят из образовательной среды в реальные действия. На конференции мы представим первые кейсы. Но уже сейчас видно, что для многих участников экология стала частью их мировоззрения — естественной и вдохновляющей

Каковы дальнейшие планы у проекта и у вас лично?

Мы видим «ЭкоДрайв» не как единичный проект, а как живую сеть, которая растёт и развивается. Наша цель — чтобы на местах появлялись связи между школами, НКО, активистами, чтобы идеи воплощались в конкретных практиках. Мы хотим, чтобы экология перестала восприниматься как отдельный предмет и стала образом жизни — для педагогов, детей и родителей. Именно в этом я вижу будущее экологического образования и смысл своей работы.

Обсудить на сайте