Напрасно разморженный
Роман написан около десяти лет назад и в 2016 г. удостоился премии «Большая книга», как и предыдущий роман «Лавр». Писателя называют русским Умберто Эко за историко-философские размышления, присутствующие в его книгах.
Сюжет фильма значительно отличается от книги, хотя завязка их одинаково интригующая: главный герой Иннокентий Платонов (его играет Александр Горбатов), 1900 года рождения, отбывал срок на Соловках и был заморожен в качестве эксперимента вместе с двенадцатью другими заключенными и разморожен в наши дни учёным по фамилии Гейгер (Константин Хабенский).
Платонов единственный из всех выжил после заморозки и сохранился как был — тридцатилетним. Постепенно к нему возвращается память, и он начинает вспоминать всё, что было до эксперимента. Гейгер ему в этом помогает.
Создатели фильма изменили любовную линию: размороженный Платонов влюбляется в жену Гейгера Анастасию (Дарья Кукарских), в точности похожую на его невесту из прошлой жизни (в книге он успеет застать невесту глубокой старухой и женится на её внучке). Жена Гейгера отвечает ему взаимностью: ведь дореволюционный мужчина — это такая экзотика, тем более, что, несмотря на годы заморозки, Платонов может иметь детей, а законный муж Гейгер, увы, нет.
В центре сюжета фильма оказывается измена жены и ревность мужа. В фильме есть еще один новый персонаж — миллионер Виктор Желтков (актёр Евгений Стычкин), глава фирмы Кронос Крионик, спонсирующий исследования по заморозке, в надежде когда-нибудь продлить таким образом себе жизнь.
Гейгер поручает Желткову проследить за женой и уличить её в измене. Такой наивный сюжет придумали для фильма авторы.
Сам писатель принимал участие в написании сценария и на вопрос «насколько кино близко книге?», ответил, что «оно лежит близко, но отдельно, потому что прямой путь от романа к кинопроизведению невозможен». Честно говоря, для меня осталось непонятным, почему прямой путь надо был так сильно искривлять: чем роман с женой врача интереснее романа с внучкой любимой женщины? Последнее, я бы сказал, даже более оригинально.
Непонятна и главная мысль фильма — все герои сходятся на том, что замораживание не приносит счастья. Ну, допустим, не приносит — но разве не интересно перенестись в будущее и увидеть жизнь через сто лет? Уже ради одного этого, я уверен, многие бы дали себя заморозить. Полагаю, главный герой, проснувшись в наши дни, должен был ходить, смотреть по сторонам, разинув рот, и восхищаться. Вместо этого Платонов весь фильм пребывает в уныло-отстранённом состоянии, словно (извините за каламбур) отмороженный.
Фильм можно похвалить за хорошую игру исполнителей главных ролей. Особенно живыми получились персонажи Константина Хабенского и Евгения Стычкина. Александр Горбатов и Дарья Кукарских, быть может, не так интересны, но вполне убедительны в своих ролях. Неудачными, на мой взгляд, получились почти все второстепенные персонажи из дореволюционной жизни — они все, как на подбор, неживые и штампованные (кроме авиатора Жуковского (В. Баринов)). Особенно неудачными выглядят рабочий Зарецкий (Антон Шагин) и «идейный» большевик Сева Чистов (Илья Коробко).
Последний играет в истории немаловажную роль, однако ему не веришь ни в одной сцене. Возможно, это вина не актера, а пафосных реплик, которые ему приходится произносить.
Композитор Максим Фадеев написал к фильму грустную музыку, временами, напоминающую музыку Эдуарда Артемьева к фильму Н. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Что ж, главный герой «Авиатора» тоже выглядит «чужим среди своих».
В целом, фильм заслуживает внимания из-за красивых съемок и хорошей игры главных исполнителей, но после просмотра оставляет ощущение неясности и пустоты. Во всяком случае, я, как зритель, ждал чего-то более существенного. Боюсь, поклонники книги Евгения Водолазкина тоже будут разочарованы.