Следуйте за красными шишками
Тема этого года — «Шаг на Восход». Для уверенного шага кураторы обозначили разделы выставки красными шишками. Направо пойдешь — богатства Востока найдешь, налево пойдешь — оригинальные интерьерные решения увидишь. На стыке: Восток и Запад, вчера и завтра, икона и нонконформизм. Антиквариат здесь — не застывшая пыль, а живая материя, в которой пульсирует энергия ушедших дней.
Спецпроект «Дорога величиной в Россию. Путь на Восход» — это художественное путешествие через всю страну глазами выдающихся русских и советских живописцев.
Из Петербурга Леонида Цейтлина с его пронзительным, почти тактильным чувством истории — во Владивосток, едва проступивший на холсте Леонида Блинова. Между ними — вся Россия: величие Кремля кисти Верещагина и суета Комсомольской площади у Пичугина.
Наталия Корень, директор Российского антикварного салона, погружает в суть: «Петербург — антикварная столица». Здесь «лучшая дворцовая мебель» от Михаила Суслова, недаром на салоне прошлого года он получил звание “Антиквар года”. Императорский фарфор — тот самый, что был в руках великой княгини, на соседнем стенде». В её речи нет запятых, есть только факты, выстроенные в бриллиантовую нить аргумента: рынок жив.
И он действительно жив. Нестеровский столик из Эрмитажа, ваза Врубеля, поп-арт, рядом нонконформисты: Рабин, Немухин, Зверев. «Они снова в моде и на них спрос», — констатирует Наталия.
Галерея Кирилла Данелия предлагает совершить еще один шаг на Восток — к древнекитайским терракотовым лошадям. Цена, как и положено императорскому достоянию, зависит от размера и, страшно сказать, самого императора. От 300 тысяч до 4 миллионов. Рядом — японские самураи на гравюрах.
Ильгиз Фазулзянов, ювелир, чьи работы — это вызов «масс маркету», говорит о собирательстве, о страсти. О том, что каждый салон рождает новые предметы для этой тонкой, почти алхимической страсти. «Рядом со старым искусством представляются молодые ювелирные дизайнеры, их стремления к роскоши». В его словах — ключ к пониманию всего салона. Это не про деньги. Это про энергию, которую несут в себе вещи.
А на территории «Lifestyle искусство интерьера» царит Евгения Михалиди. «На проекте порядка 115 компаний. Был даже лист ожидания», — рассказывает она. Здесь «Восход» интерпретируют как рождение нового интерьера от дизайнера Анастасии Панибратовой, от создателей стенда «Белое солнце пустыни. Версия 3.0». В амфитеатре собрали срез всего российского дизайна. «Утрачено искусство ковров, — с лёгкой грустью замечает Евгения, — но вот интересные стенды от российских ковроделов доказывают обратное».
За этим калейдоскопом стоит титанический труд экспертов. Рынок не просто жив — он растёт. «Цены на Айвазовского выросли на 20 процентов», — звучит как сводка с биржи. Наши антиквары идут в новые страны — вот уже и в Бахрейне есть коллекция икон.
Галерея «Веллум» показывает мистическую живописную работу Льва Кропивницкого «Голгофа» и коллекцию агитационных советских плакатов 40-х годов прошлого века. Негромкий, но безупречный аккорд в этом многоголосом хоре.
Так что же такое этот «Шаг на Восход»? Это не про свет в конце тоннеля. Это про сам путь. Про то, как мы, собрав в едином пространстве терракотовую лошадь династии Хань, икону XVI века, столик из Эрмитажа и ковёр от новых русских мастеров, пытаемся понять самих себя. Время восхода — трепетно и неуловимо. Но здесь, в Гостином дворе, кажется, его можно потрогать рукой.