«Женитьба Бальзаминова» в Театре «Современник»
Представляю, чего стоило всё это «веселье» Марине Неёловой: три дня показов, и, наверняка, непрерывные репетиции до выхода премьеры. Но она — королева, и этот выбор не мог быть ей навязан.
Вспоминала, видела ли я её в комедиях вообще. Помню «203-205», где они играют (до сих пор) с Леонидом Ярмольником американскую комедию положений. «Женитьба Бальзаминова», казалось, совершенно не вяжется с тем, что Неёлова прежде делала. Но почему-то вот человеку захотелось испытать себя и в таком материале.
Сергей Газаров выбрал для постановки две пьесы из трилогии А. Н. Островского «Женитьба Бальзаминова»: «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «За чем пойдёшь, то и найдёшь». Его замысел был — несколько изменить восприятие Бальзаминова, чтобы герой «предстал не инфантильным чудаком, а русским Дон Кихотом — мечтателем, философом, романтиком» (сайт театра).
В чём-то это получилось, конечно. Если заранее прочитать текст на сайте театра, то так и увидишь, безусловно. Но как же далёк Бальзаминов от Дона Кихота, который мечтал об общем благе. А этот — Емеля, не более.
Возвращаясь к Неёловой, допустим, что Марина Мстиславовна, как многие сейчас, хотела чего-то лёгкого. Материал действительно даёт для этого основания. Её героиня, возможно, правда, самая серьёзная из всех персонажей этой комедии Островского. Она — манипулятор и клептоманка, но вполне здраво смотрит на мир вокруг себя. Её образ совершенно отличается от образа, созданного Лидией Смирновой в известном и теперь таком далёком, но глубоко засевшем в памяти, фильме. И разница эта, на мой взгляд, в том, что героиня Смирновой была стратегом, а Акулина Гавриловна Неёловой — тактик.
В спектакле очень хорошие актёрские работы. И Бальзаминов — Дмитрий Смолев, и молодые актрисы, исполняющие роли Анфисы и Раисы — Дарья Белоусова (огонь!) и Виктория Романенко.
Конечно, взяв за основу сразу две пьесы Островского, Газаров рисковал затянуть спектакль. Но, в целом, за исключением одной сцены во втором акте, всё получилось довольно динамично. Хорошая задумка с вальсирующими девами в лёгких свадебных платьях делает спектакль воздушным. Костюмы, кстати, в постановке играют очень важную роль, добавляя яркость как в визуальное восприятие спектакля, так и в комический его аспект. Художник по костюмам — Мария Боровская, безусловно, один из главных соавторов режиссёра. Чего только стоит решение сделать для Домны Евстегнеевны (замечательная Наталья Качалова!) огромный, с четверть сцены, и легкий кринолин, под который та прячется как под плащ-палатку, чтобы выпить там бутылочку.
В общем, спектакль вполне-вполне.