Пиарщицы тоже плачут
Их работа - писать историю, в которой будут жить чужие продукты, законы и идеи. Они расставляют акценты в информационном поле и решают, что станет важным сегодня.
Они - пиарщицы. С мягким «щ» и твёрдой волей.
Их инструменты - смыслы и нарративы, а поле битвы - первые полосы и соцсети. Их победа - когда клиент, компания, бренд становится главной темой разговора.
Я поговорила с коллегами не о методах работы, а о личной цене такой власти. Как не потерять себя, создавая чужие образы? Где грань между профессией и жизнью, когда твоя работа - быть голосом другого?
Анастасия Постникова, независимый культурный пиарщик. "Для меня самое сложное – это пресловутый ворк-лайф-бэланс. Я работаю с креативными проектами и командами мероприятий, и почти всегда с теми, кто мне очень нравится, и я горю проектом. Поэтому склонна падать в работу 24/7. Помогает жесткое планирование – расписываю буквально каждое действие и каждый рабочий час, а ещё помогает откладывать телефон с работой, когда ребенок приходит из детского сада. Тогда я полностью занимаюсь семьей, домом, готовлю еду и смотрю сериалы. В этом году удалось вернуть в мою жизнь книги, так что я близка к счастью".
Мария Лазарева, генеральный директор digital агентства. "Самая большая боль – отсутствие границы между работой и жизнью. Я могу на свидании скатиться в обсуждение проектов, внедрения ИИ и начать аккуратно (ладно, не очень) продавать услуги. Работа – дефолтный режим общения с миром: читаю новости и сразу думаю, в какой проект это можно упаковать. Спасаюсь тем, что насильно расширяю поле «вне работы», например, через непрофильную учёбу. И учусь ловить себя за язык, играя роль не эксперта «а давай сделаем из этого федеральную кампанию», а человека, который просто слушает и задаёт вопросы. Получается не всегда, но прогресс есть!"
Анастасия Анацкая, руководитель PR в сфере недвижимости. "Я бы выделила две основные боли: необходимость всегда быть «наготове» и умение держать лицо. Привычка предусматривать риски еще до того, как что-то произошло, со временем становится фоновым состоянием – и постоянно живешь на шаг вперёд. Со временем понимаешь, что настоящий профессионализм в PR - умение осознанно управлять этим процессом, а не жить в нем постоянно. Сейчас я стараюсь по вечерам выключать уведомления в рабочих чатах и не смотреть в телефон: если случится что-то критичное, мне позвонят".
Айна Абдеева, PR Lead в сфере digital. "Главная боль - ощущение, что ты не имеешь права выпасть даже на день. Нужно постоянно следить за повесткой, придумывать инфоповоды, реагировать на тренды, пока они актуальны, следить за реакцией аудитории на уже вышедшие материалы, за медийным образом спикера, его настроением и состоянием. Я всегда на связи в режиме «нельзя упустить момент». Стресс накапливается незаметно, потому что между срочными и сверхсрочными задачами просто нет времени на перезагрузку. Я учусь делать паузы, выключать уведомления хотя бы на выходных и не проверять новости первым делом с утра. Не всегда получается, но без этих пауз можно быстро выгореть".
Светлана Афонина, PR в сфере b2b и личного бренда. "Работа с личным брендом требует от пиарщика высокой вовлеченности и эмоциональной устойчивости. Мы постоянно находимся между ожиданиями клиента, требованиями медиа и собственной внутренней планкой. Со временем появляется ощущение, что ты отвечаешь не только за стратегию, но и за эмоции, страхи и самооценку другого человека. Ты переживаешь за клиента, его публичный образ и реакции аудитории, как за собственные, и это постепенно истощает. Самый сложный момент — не потерять себя, оставаясь постоянно включенным в чужую публичную жизнь".
Наталья Глазунова, PR-специалист для бизнесов и предпринимателей. "Как сохранить себя, создавая чужие образы? У меня ответ: захотеть это делать. Быть пиарщиком — это выбор, кто не чувствует свою ценность как специалиста, скорее всего выбрал не то направление деятельности. Потому что это, по большей степени, образ жизни. Мы всегда на пульсе, всегда находимся в информационном пространстве. Что мы можем сделать точно, так это ставить границы: для клиентов, для коллег, для себя самих. Во время убирать телефон и переключаться. Структурность, спокойное состояние и принятие того, что другие могут совершать ошибки, и что не на все процессы мы можем повлиять".
Анастасия Загорская, PR-консультант. "Зачастую клиенты между бюджетом на рекламу и PR, выбирают рекламу, ведь там можно увидеть быстрый результат и оценить эффективность. Поэтому зачастую во время зумов я ощущаю себя преподавателем, объясняя клиентам принципы работы. PR до сих пор относительно новое направление для некоторых брендов и здесь важно научить заказчиков с ним взаимодействовать. Если говорить о сложностях, то это, конечно, круглосуточная работа. Засыпаю и просыпаюсь с телефоном, на свиданиях отвлекаешься на тот же телефон. В магазинах не можешь себя вести как обычный потребитель, а постоянно оцениваешь их промо-акции, вспоминаешь последние инфоповоды этого бренда, то есть “работаешь”, даже выбирая молоко на полке. Когда мои студенты – будущие PR-специалисты рассказывают о том, что для них лучший отдых – это вечеринка или “выход в люди”, то внутренне улыбаешься, ведь знаешь, что лучший отдых – это сон или вечер в одиночестве с книгой и вкусным ужином не на бегу".
Валерия Анищенкова, PR-специалист. "Самое сложное для меня - это не потерять грань между личным и работой. Найти тот самый рубеж, через который ты не должен переступать. Стертые напрочь границы, как правило, всегда ведут к потере рабочей цели, репутационным рискам. Отсутствие правильной коммуникации внутри команды, погружение в эмоции каждого из них, почти никогда не дает хорошего результата. Для меня важно, именно долго сохранять твердые отношения, не падать в вечный поиск и учиться на своих уроках".
Елена Галеева, пиарщик бизнесменов. "Для меня в пиаре самое сложное — это то, что каждый проект становится частью меня. Я настолько в него погружаюсь, что потом очень тяжело отпускать. Если мой клиент что-то продает, я почти всегда становлюсь его покупателем. Так, например, было с клиенткой-косметологом — я пользовалась её услугами, пока она, к сожалению, не закрыла практику из-за сильной загруженности. Поэтому прощание с проектами для меня всегда болезненно. Особенно тяжело, когда предприниматели принимают решение завершить сотрудничество: у кого-то не хватает времени на пиар, кто-то хочет сократить расходы, кто-то вообще закрывает бизнес — такое, к сожалению, тоже бывает. И каждый раз это больно, потому что я искренне переживаю за российский бизнес и стараюсь поддерживать его своими силами, а именно своей работой, рассказывая о них в СМИ и не только".
Юлия Машковцева, сооснователь и бренд-директор коммуникационного агентства. "Главная боль не только как пиарщика, но и бренд-директора: PR часто воспринимают как «блажь», а не как стратегию. Его отключают, чтобы сэкономить, и вспоминают лишь в огне кризиса. А в стабильности спрашивают: «Зачем? И так всё хорошо». И это главная ошибка, ведь именно в «спокойные» времена строится запас прочности репутации. Все хотят продаж и признают силу доверия. Но вкладываться в этот фундамент системно — не хотят. Снова и снова приходится объяснять: PR — это не разовая акция. Это работа в долгую. Но в этом её ценность. Когда всё рушится, именно репутация становится щитом, который не купить рекламным бюджетом. Я видела кейсы, где судьбу бренда решало не финансирование, а накопленное годами доверие. Отсюда и возникает усталость. Главный инструмент — долгосрочные отношения — часто ждут как «таблетку» для сиюминутной задачи. А их нужно строить постоянно, чтобы поводов для грусти и потери прибыли было меньше".
Наша работа - быть на шаг впереди, создавать нарративы и проживать чужие истории. Но главная стратегия, которую мы выстраиваем с годами, - это умение отключаться. Не от важного, а от фонового шума профессии, который медленно подменяет собой жизнь. Потому что самый важный бренд для пиарщицы - это она сама, и ее репутация требует такой же стратегии и защиты от выгорания, как и любой другой проект. Всё остальное - производное от этого.
На фото обложки - Айна Абдеева, фотограф Юлия Кирадиггер