Алексей Алексенко: Наша эра просвещения
Уважаемые члены сообщества. Я хотел бы с вами посоветоваться о том, как бы нам поглубже проникнуть в твердыни современной науки. Но чтобы не грызть эти твердыни, как некоторые делают, а как-то безболезненно просочиться вглубь, другими словами, как развить научно-популярное направление на нашем сайте и в журнале.
Мировая история учит нас, что в конце самых мрачных, неоправданно затянувшихся исторических эпох обычно наступали «эры просвещения», или ренессансы какие-то, или Марки Аврелии, или даже тупо хождения в народ. Социально-психологическая подоплека тут вполне прозрачная: по мере сгущения исторической мглы лучшие люди эпохи, потыркавшись туда-сюда, начинали прикидывать, что с таким народом, как есть, с этими 49%, никакой каши не сваришь. Надо хоть что-то до них сперва донести, достичь какой-то общей платформы, внятной аксиоматики, хотя бы «Бабы Яги не бывает» или «за Гомелем тоже люди живут», — одним словом, донести до сердец свет какой-никакой истины. Тут-то и приходит черед ученым поделиться своей мудростью с простецами. (Разумеется, ни одна из этих попыток в истории не предотвратила последующих гильотин и красных терроров, но хорошо уже, что хоть попробовали.)
Со стыдом одергивая себя за фривольный стиль этого вступления, поясню, что именно я имею в виду. Во-первых, я хочу обратиться к профессиональным ученым в нашем сообществе с предложением: пожалуйста, помогите нам сформулировать темы, которые вы могли бы на экспертном уровне обсуждать с менее подготовленными участниками, включая даже и дам (ох, опять меня заносит). Многим из этих экспертов я намерен послать также и личные сообщения — это относится в первую очередь к членам «Экспертного совета», который тут уже однажды попытались создать. Это, можно считать, вторая попытка.
Во-вторых, обращаюсь к людям менее компетентным: о чем бы вы хотели поговорить с представителями науки? Нередко те и не представляют, насколько идиотские вопросы могут навязчиво крутиться в наших головах, не находя ответа.
В-третьих, я тут и сам подумал. Мне, например, хочется поговорить (то есть почитать на сайте и в журнале) вот о чем:
Хочется, чтобы «Сноб» в этой теме, как и в остальных направлениях, вышел в интеллектуальные лидеры. А то вот мы читаем в «Газете.ру», что какое-то растение выделяет в воздух гены, и они, эти гены, светятся в темноте — это пишут люди, работающие в области научно-популярной журналистики, ну как минимум с аттестатом о среднем образовании, — и сразу становится ясно, что с популярной наукой в современном мире что-то чудовищно не так, что-то надо с этим делать.
Кроме того, мне хотелось бы реабилитироваться после инициированного мной разговора про часы. Неловко с этим получилось. Буквально всего пару недель назад сообщество сотрясала дискуссия о том, как новые люди в редакции затянут проект в бездуховную бездну потребительства, и вот уже здрасьте-пожалуйста: по числу комментариев цацки обогнали и тему выборов, и даже дискуссию о тайне усыновления. Я впредь постараюсь исправиться, больше писать о важном, об антагонизме бедных и богатых, например, и меньше — про то, что затрагивает низменные стороны в человеке. В конце концов, «Сноб» — не просто сообщество лучших людей нации, но и такое сообщество, куда эти лучшие люди повернуты своими лучшими сторонами, а не наоборот.