Алексей Маслов: О непростой дружбе России и Китая
Сегодня Владимир Путин и Си Цзиньпин сделали совместное заявление: они выступают против любых режимных санкций. Надо помнить, что санкции объявляются не только против России, но время от времени и против Китая. Например, запрет на ввоз китайской электроники в США и другие антидемпинговые меры, когда китайские товары облагаются большими налогами.
Но Китай очень аккуратен и ищет золотую середину. Пикироваться с США Китай не готов. Когда он говорит, что он против санкций, он напрямую не упоминает США, потому что Штаты — его стратегический экономический партнер. Китаю выгодно немного подталкивать США и иметь хорошие отношения с Россией, но одновременно находиться в дружественно-торговых отношениях с Западной Европой и США.
Основным китайским топливом является уголь. В последние десять лет Китай пытается перейти с угля на нефть и газ. Это связано с дороговизной добычи угля и ценой, которую им приходится платить за экологию. Нефти Китай добывает очень мало, и его нефтяная зависимость от других стран возрастает ежегодно. К 2025 году внешние поставки нефти в Китай будут составлять около 70% от общего объема топлива. И Россия является очень важным партнером для Китая, но Россия не является единственным его партнером. Ее серьезный конкурент — Туркменистан, где цена за газ и нефть очень низка. Совокупные объемы газа и нефти, которые могут поставляться в Китай из Центральной Азии, в принципе сравнимы с тем, что может поставлять одна Россия.
Россия готова перенаправить свою нефть из Европы в Китай. Тем более что Европа уже давно старается переключиться на альтернативные виды топлива и одновременно пытается увеличивать поставки газа и нефти по американским каналам. Но весь совокупный объем топлива, который мы можем поставить в Китай, — лишь треть от того, что мы поставляем в Европу. Если в Европе будет сокращение объема закупок до одной трети, то Россия ничего не потеряет по деньгам.
Деньги от продажи нефти и газа в России идут на развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке. Китай пускается далеко не во все проекты, которые есть на Дальнем Востоке, а только в те, где мы реально нуждаемся в инвестициях. При этом Россия не теряет контроль над ресурсами и политикой в регионе.
Надо учитывать, что современные инвестиции Китая в Россию (особенно на Дальний Восток) очень невелики и составляют 2,5-3%. По иностранным инвестициям в этом регионе лидируют Великобритания и Кипр. Но сейчас ситуация меняется. Китай начинают привлекать к строительству гидроэлектростанций, мостов и прочей транспортной инфраструктуры. Для Китая это очень выгодная ситуация. За последние три года Россия стала менять формат своего сотрудничества с Китаем: с чисто торгово-экономического на технологическое, то есть помимо поставок топлива мы стали привлекать китайские инвестиции. Например, подписание контракта на строительство метрополитена. Здесь Россия ведет себя очень грамотно.