Театр на краю света. Фоторепортаж с гастролей «Золотой Маски» на Сахалине

Театральный фестиваль «Золотая Маска» в этом году отмечает 25-летие. В честь юбилея организаторы подготовили масштабную региональную программу. Лучшие отечественные спектакли в ближайшие месяцы покажут в Новосибирске, Екатеринбурге, Комсомольске-на-Амуре и других городах. Первым проектом «Золотой Маски» в регионах стал фестиваль в Южно-Сахалинске
Фото: Сергей Красноухов
Фото: Сергей Красноухов
Гора Большевик, Южно-Сахалинск

«Золотая Маска» открыла региональную программу на сцене «Чехов-центра» — самой восточной театральной площадки страны. Фестиваль не впервые привозит российские спектакли в Южно-Сахалинск: пять лет назад здесь уже показывали постановки Театра наций, РАМТа и Московского театра юного зрителя.

Фото: Сергей Красноухов
Фото: Сергей Красноухов
Кафедральный собор Рождества Христова в Южно-Сахалинске

В программе этого года — комедия Островского «Волки и овцы» в постановке «Мастерской Петра Фоменко», спектакль по автобиографическому роману Ромена Гари «Обещание на рассвете» из Театра им. Пушкина, а также камерная постановка РАМТа для всей семьи «Сказки на всякий случай».

Еще одна постановка фестиваля — «Русский роман» Театра Маяковского. Спектакль, ставший лучшим в драме на «Маске-2017», — вариация на тему «Анны Карениной». Сюжет романа переплетается здесь с событиями личной жизни самого Льва Толстого, а главной героиней оказывается жена писателя Софья Андреевна.    

Фото: Сергей Красноухов
Фото: Сергей Красноухов
Спектакль «Русский роман»

«Это непростой для восприятия спектакль, — говорит исполнительница роли Анны Карениной, актриса Мириам Сехон. — Он требует от зрителя определенной работы: нужно все время слушать и погружаться в действие, иначе невозможно уследить за ним. И мы благодарны сахалинцам. Приятно, что местные зрители заинтересованы и открыты ко всему новому».

Фото: Сергей Красноухов
Фото: Сергей Красноухов
Спектакль «Русский роман»

«Сахалин — это потрясающая природа, необыкновенные виды и очень мощная энергия, — делится впечатлениями исполнительница роли Кити, актриса Вера Панфилова. — Я стараюсь верить в то, что искусство и сотворчество существуют, чтобы помогать нам всем задумываться о чем-то глубоко важном и становиться лучше. Это обоюдный процесс обмена энергиями зрителей и артистов. Надеюсь, сегодня мы стали на шаг ближе к идеалу».

Фото: Сергей Красноухов
Фото: Сергей Красноухов
Спектакль «Русский роман»

«Я в первый раз на Сахалине и уже влюбилась в этот потрясающий край, — рассказывает исполнительница роли Саши Толстой, актриса Юлия Соломатина. — Так совпало, что в эту поездку я отмечаю свой юбилей. Получается прямо как у Чехова: когда ему исполнилось 30 лет, он приехал сюда и написал книгу “Остров Сахалин”. Надеюсь, моя жизнь тоже направится в более созидательное русло».

Фото: Александр Лавриненко
Фото: Александр Лавриненко
Актрисы: Мириам Сехон, Вера Панфилова и Юлия Соломатина

«Мы играем “Русский роман” три года, — рассказывает Мириам Сехон. — Так получилось, что в составе исполнителей есть троица учениц Сергея Женовача: Вера Панфилова, Юля Соломатина и я. Мы давно шутим, будто мы чеховские три сестры, на каждых гастролях делаем фотографию на память, выкладываем в инстаграм. В этой поездке к нашей компании случайно присоединился актер Паша Пархоменко. В “Русском романе” он — Вронский, а в нашей чеховской истории — брат Андрей. И вот на Сахалине — в этом абсолютно волшебном месте — мы решили воспользоваться случаем, попросили разрешение взять костюмы и отправились к морю, чтобы устроить настоящую фотосессию в образах чеховских героинь».

Фото: Александр Лавриненко
Фото: Александр Лавриненко
Актриса Мириам Сехон

Юлия Соломатина: «Очевидно, что далеко не у всех жителей российских регионов есть возможность поехать в Москву, чтобы посмотреть столичные спектакли. Поэтому важно, что “Золотая Маска” устраивает подобные фестивали. Для нас как актеров это тоже отличный опыт: в Москве нас поглощают суета и работа, и мы играем с этим наполнением, а здесь, на Сахалине, мы выходим на сцену с чувством умиротворения».

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба
Спектакль «Сказки на всякий случай»

Татьяна Дериведмидь, начальник отдела социальной деятельности компании «Сахалин Энерджи», генеральный партнер фестиваля: «Как только у нас появилась возможность привезти на Сахалин детский спектакль, сразу возникла идея сделать его благотворительным. Впервые больше 300 детей из детских домов и социально-реабилитационных центров со всего острова смогли увидеть столичный спектакль. Многие из них оказались в театре впервые в жизни».  

Все показы московских спектаклей на Сахалине прошли на сцене «Чехов-центра». Единственный драматический театр на острове был основан в 1930 году и долгое время оставался невыездным из-за удаленности острова от крупных городов. Впервые труппа отправилась на гастроли только в 1950-х. Сегодня в «Чехов-центре» работают режиссеры и художники из других регионов, здесь проходят творческие лаборатории и межрегиональный фестиваль «Сахалинская рампа», артисты театра регулярно выезжают на гастроли.

Фото: Сергей Красноухов
Фото: Сергей Красноухов
Чехов-центр

Татьяна Корнеева, директор «Чехов-центра»: «Южно-Сахалинск расположен в 7 тысячах километров от Москвы и Петербурга. Конечно, мы изолированы, но при этом стараемся не вариться в собственном соку. К счастью, сегодня есть такая возможность — благодаря соцсетям и фестивалям мы можем следить за тем, что происходит в театральной жизни всей страны».

Фото: Сергей Красноухов
Фото: Сергей Красноухов

Следующий региональный фестиваль «Золотая Маска» пройдет в Новосибирске. Там покажут «Барабаны в ночи» Театра им. Пушкина, «Сон в летнюю ночь» «Мастерской Петра Фоменко», а также два спектакля театров из малых городов: «Корабль дураков» театра-студии «Грань» из Новокуйбышевска и «Магазин» в постановке Татарского драматического театра из Альметьевска. 

Подготовила Маргарита Шило

«Стресс и «кактус»». Гастроли «Золотой Маски» в Омске

«Золотая Маска» продолжает гастроли по России. После Южно-Сахалинска спектакли петербургских и московских театров отправились в Омск
 Фото: Андрей Кудрявцев
Фото: Андрей Кудрявцев
Спектакль «Идиот», Театр Наций, Москва

Гастроли «Золотой Маски» — это продолжение и развитие основной программы фестиваля. Для каждого города составляется своя программа — с учетом местной специфики и технических особенностей площадок. И если в Южно-Сахалинске показали программу классического толка, то в Омске она оказалась более разноформатной: здесь были и классика, и современная пьеса, и эксперимент.

 Фото: Андрей Кудрявцев
Фото: Андрей Кудрявцев
Спектакль «Идиот», Театр Наций, Москва

Зрителям Омска, привычным к хорошему театру (Омская драма всегда была на высоте), показали постановку Театра наций «Идиот» с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли. Режиссер Максим Диденко, мастер переплавлять драматическое в танцевальное, родом из Омска, и его тут ждали особенно. Эстетика и чистота исполнения, звуковая подача и спрессованный Достоевский — все это произвело мощное впечатление на зрителя. Главный режиссер Омской драмы Георгий Цхвирава считает, что «Идиот» «очень хорошо прошел». Однако отзывы были разные: новации, которые в этой программе представлял Диденко, непросто даются залу, но без них невозможно представить себе сегодняшний театр.

 Фото: Андрей Кудрявцев
Фото: Андрей Кудрявцев
Спектакль «Записки юного врача», Театр «Мастерская», Санкт-Петербург

Следующими в программе были «Записки юного врача» — моноспектакль по булгаковским рассказам Максима Блинова, ученика петербургского педагога и режиссера Григория Козлова. Постановку свозили и в город Тара, за 300 километров от Омска. «Люди, о которых рассказывает герой Максима Блинова, — частичка его самого, он как бы вспоминает о них и о себе. И из простого все перерастает в сложное», — так описала спектакль омская журналистка Елена Петрова.

Показ «Старого дома» Владимира Панкова (Центр драматургии и режиссуры) пришелся на 9 мая и совпал с днем рождения Булата Окуджавы, чьи песни звучат в спектакле, рассказывающем историю нескольких семей, живущих в коммуналке 1960-х. ЦДР впервые за долгое время попал в пул «масочных» региональных проектов — и «выстрелил»: и за счет вызывающего ностальгию материала (пьеса Алексея Казанцева написана в начале 1970-х), и за счет самой формы, с которой работает Панков, придумавший жанр «саундрама». «На омском показе сыграли свою роль факторы, которые не были учтены, когда спектакль ставился, — говорит директор ЦДР Анна Волк. — 9 Мая и 90 лет Окуджаве. И когда Панков сказал об этом уже на поклонах, мы все почувствовали, как много это обстоятельство значило».

Закрывал омские гастроли трехчасовой блокбастер Театра им. Маяковского «Изгнание», который режиссер Миндаугас Карбаускис поставил по пьесе Марюса Ивашкявичюса. Текст о трудностях эмиграции был написан по результатам документального исследования, которое драматург Ивашкявичюс, «звезда» литовской сцены, провел в Лондоне в начале 2000-х годов. Проблема адаптации в чужой среде сегодня близка и понятна многим, и жители Омска исключения не составляют. «Изгнание» — единственный в нынешней программе спектакль по современной пьесе. «Актеры, участвующие в постановке, существуют на той же высокой скорости, что и в крутых сериалах. И у меня нет внутренних резервов поспевать за ними. Это, наконец, тот случай, когда театр может быть очень быстрым», — поделилась впечатлениями от спектакля драматург Светлана Баженова, один из создателей омского Центра современной драматургии.

 Фото: Андрей Кудрявцев
Фото: Андрей Кудрявцев
Встреча со зрителями после спектакля «Изгнание»

После «Изгнания» состоялась дискуссия. Режиссер, актеры и зрители говорили прежде всего о проблематике пьесы и спектакля. Эксперты же — о результате творческого тандема Карбаускиса и Ивашкявичюса: «Я видела и “Канта”, и “Русский роман”, ждала “Изгнания” — и убедилась: слияние их талантов приносит невероятные плоды», — сказала завлит Омской драмы Светлана Вегелей.

Гастроли «Золотой Маски» проходят на сцене Омской драмы с 2005-го, раз в два года, поочередно с международным фестивалем «Академия». И это хороший стимул для актеров, считает главный режиссер театра Георгий Цхвирава: «Во-первых, это знакомство с тем, что происходит в театральном процессе сегодня. А во-вторых, для городского театра это немножко стресс и “кактус”, потому что завтра начинаются наши спектакли, и мы оказываемся в сравнении с гастролерами, — а это всегда хорошо». «Мы не заболочены и ездим чуть ли не каждый год на “Маску”, а в прошлом году были на больших гастролях в Москве, но тем не менее есть беспокойство, что мы обособлены и варимся в собственном соку. При этом мы стараемся не захлебываться сразу от одних имен, а все-таки вникнуть в работу режиссеров и артистов», — продолжает мысль режиссера Светлана Вегелей.

Омская драма традиционно считается одним из сильнейших российских театров. В этом году «Золотую Маску» получила актриса театра Валерия Прокоп за роль второго плана в спектакле «Время секонд хэнд». Актер того же театра Михаил Окунев — четырежды номинант и лауреат премии (1997 год). «Считается, что театр живет семь лет, а потом либо распад, либо яма, — говорит Окунев. — В Омской драме я не помню такого провала. Здесь всегда была работа, связанная с поиском и с очень разными режиссерами, уровень которых высок. В этом смысле наши зрители знают, за чем идут — за сложными впечатлениями».

 Фото: Андрей Кудрявцев
Фото: Андрей Кудрявцев

Воспитанная на хорошем театре, омская публика была отзывчива, но и строга. И именно поэтому от московских и питерских театров она ждет и серьезного разговора, и высокого уровня качества. «В Москве театр — это рынок, который заставляет тебя бороться за зрителя. В Европе зритель дает тебе шанс: если не понял, постарается понять и принять, — говорит Владимир Панков. — Русский человек если не понял — второго шанса не даст. И это надо учитывать. Зритель хочет быть твоим собеседником. Так помоги ему».

Автор: Кристина Матвиенко

Фестиваль «Золотая Маска» в Омске проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Театральный дневник. Репортаж с гастролей «Золотой Маски» в Новосибирске

«Золотая Маска» продолжает путешествие по России. Региональные фестивали уже прошли в Южно-Сахалинске, Омске и Новосибирске. Сноб» отправился с артистами из Москвы и Новокуйбышевска в новосибирские театры, чтобы выяснить, как они устроены, а еще — поговорить о гастролях, театральных экспериментах и реакции на них зрителей
Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий

Новосибирск — третий по численности населения город России. Долгое время он считался самым быстрорастущим городом-миллионником в мире. В Москве количество жителей достигло миллиона за 700 лет, в Нью-Йорке — за 250, а в Новосибирске — всего за 70. Здесь расположена «самая умная» улица мира: на проспекте академика Лаврентьева в местном Академгородке находятся около 20 НИИ и других научных учреждений. А еще в Новосибирске активно развивается культурная жизнь. Городские театры регулярно гастролируют по России и миру, собирают награды на театральных фестивалях (например, в этом году привезли домой сразу три «Золотых Маски») и получают восторженные отзывы от критиков и зрителей.

Глобус — Театр имени Пушкина

«Новосибирск любопытно устроен, — рассказывает главный режиссер театра “Глобус” Алексей Крикливый. — Здесь есть несколько мощных театров, которые находятся на небольшом пространстве. Мы все ценим и уважаем друг друга, при этом одновременно находимся в диалоге и даже споре. Это рождает определенную энергию, здесь очень интересно».

Алексей Крикливый отвечает за художественный процесс в «Глобусе» последние 11 лет. Формально молодежный театр сегодня работает и для детской, и для взрослой аудитории, а на его сцене встречаются разные театральные школы и направления. В разные годы спектакли здесь ставили Дмитрий Черняков и Валерий Фокин, Марат Гацалов и Марина Брусникина, Роман Феодори и Борис Павлович. Постановки театра 24 раза были номинированы на «Золотую Маску» и получили шесть премий. В этом году театр выступил одним из организаторов фестиваля «Золотой Маски» в Новосибирске. На базе «Глобуса» регулярно проходят лаборатории по режиссуре и современной драматургии, а еще при театре работают вокальная и пластическая студии для молодежи.  

Театр имени Пушкина приезжает на гастроли в «Глобус» не первый раз. Шесть лет назад сюда привозили спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова. Позже режиссер продолжил работать над наследием немецкого драматурга. На этот раз в столице Сибири показывают постановку по его первой пьесе — «Барабаны в ночи».  

Труппа приехала в Новосибирск без режиссера, поэтому всем процессом подготовки управляют сами артисты. «Мы работаем на новой площадке, из-за этого приходится думать о технических вещах, — говорит артист спектакля Тимофей Трибунцев. — В “Глобусе” другое пространство, иные расстояния, зал расположен далеко от зрителей — важно найти баланс».

«Конечно, мы ужасно волнуемся, — говорит артистка Анастасия Лебедева. — Обычно перед спектаклем мы слышим гул, а тут была мертвая тишина — не слышно было даже дыхания. В какой-то момент нам показалось, что сейчас откроется занавес, а там никого нет».

Алексей Крикливый — они с Александром Матросовым учились у одного мастера в Красноярске — успокаивает артистов: «У Юрия Бутусова фанатское сообщество есть не только в Москве и Петербурге, но и в Новосибирске. Местные зрители ждут гастролей».

«”Барабаны” — довольно сложный для восприятия спектакль, — рассказывает Анастасия Лебедева. — Иногда зрители говорят: “Слишком громко, у нас лопаются барабанные перепонки”. Я могу их понять: не все любят ходить в клубы. А мне нравится, когда есть драйв».

В прошлом году «Барабаны в ночи» получили семь номинаций на «Золотую Маску». Анастасия Лебедева за работу в спектакле выиграла награду за лучшую женскую роль второго плана. В этом году она вошла в состав жюри премии. «В этом сезоне я посмотрела очень много спектаклей, какие-то просто перевернули мне душу, — говорит она. — Например, “Пианисты” театра “Глобус” и “Мертвые души” театра “Поиск” из Лесосибирска. Там играют всего три артиста, но во время просмотра я думала, что разорвусь в клочки. Просто поразительно: в маленьком городке собрались энтузиасты, которые делают отличный театр с юмором и смыслом. Конечно, мы привыкли смотреть столичные спектакли, но в регионах тоже создают много классного».

«Я смотрю на региональный театр изнутри и наблюдаю за тем, как происходит объединение театрального пространства, — говорит Алексей Крикливый. — Во многом это происходит благодаря крупным фестивалям вроде “Золотой Маски”. Здесь никто не смотрит на то, из Новосибирска вы, из Лесосибирска или поете арии на Красной площади. Скидок нет ни для кого — есть определенный уровень, которому нужно соответствовать. Везде есть талантливые люди, и от региона это мало зависит. Хороший театр есть хороший театр».

Старый дом — Грань

«На месте “Старого дома” сначала было училище, а потом общежитие и даже продовольственные склады. Там, где сейчас сцена, буквально хранили картошку. Из-за того, что здание не театральное, во время спектакля долгое время нельзя было перемещаться между кулисами, и тогда артисты сами вырыли подземный ход», — начинает прогулку по театру артист Тимофей Мамлин. В гостях у «Старого дома» — труппа театра-студии «Грань» из Новокуйбышевска.

«Старый дом» появился в Новосибирске 86 лет назад и изначально существовал как передвижной театр. «Труппа все время переезжала с места на место, артисты буквально жили в дороге, — говорит Тимофей Мамлин. — Потом истории о бесконечных гастролях стали легендами, и только в последние годы гастроли начали возрождаться: мы только что вернулись из Берлина, а впереди у нас поездки со спектаклями в Румынию и на Сахалин. В театре нам так и сказали: “Учите английский, будем кататься по миру”».  

Сегодня «Старый дом» находится на пике формы: в театре ставят именитые российские и зарубежные режиссеры, а постановки из года в год отмечают на театральных фестивалях (например, театр получил две премии и 10 номинаций на «Золотую Маску»). В труппе «Старого дома» 27 человек, а в репертуаре — около 20 спектаклей. Среди них — и классические водевили для массового зрителя, и ультрасовременные постановки: например, «Sociopath/Гамлет» в стиле киберпанк, вербатим с участием искусственного интеллекта «Пыль» и абсурдистский «Сережа очень тупой».    

«За последние годы мы воспитали публику, которая теперь ходит только на эксперименты, — говорит Тимофей Мамлин. — При этом у нас есть немало спектаклей для неподготовленных зрителей. В этом кайф: ты не зацикливаешься на чем-то одном, а развиваешься во всех направлениях. У нас регулярно ставят приезжие режиссеры с разными методами и видением. Например, мы работали с Максимом Диденко и Семеном Александровским, Михаилом Патласовым и Юлией Ауг. Мне кажется, это мечта для любого театра».

«У нас все наоборот. Мы работаем только с одним режиссером — худруком Денисом Бокурадзе, — говорит актриса театра “Грань” Екатерина Кажаева. — Но это понятно: мы еще совсем юные. Профессиональным театром “Грань” стал только семь лет назад, а до этого он долгое время существовал как любительская студия. И репертуар у нас тоже пока не такой большой — около 10 спектаклей».

В труппе театра «Грань» всего 12 артистов — в родном Новокуйбышевске у них даже нет собственного здания: спектакли играют в Камерном зале Дворца культуры на 95 мест. При этом театр хорошо знают и за пределами Самарской области: «Грань» уже несколько лет участвует в конкурсе «Золотой Маски», а билеты на показы театра в Москве стабильно раскупают за пару месяцев до спектаклей.    

В Новосибирск «Грань» привезла «Корабль дураков» — пять французских средневековых фарсов. В спектакле занято всего шесть актеров и каждый исполняет по несколько ролей, вмиг меняя костюмы и грим. Художник по костюмам Елена Соловьева два года назад получила за работу над спектаклем «Золотую Маску».  

«Эстетика нашего театра тяготеет к минимализму и гиперусловности, — рассказывает режиссер “Грани” Виктор Трегубов. — Помните, как решено пространство в “Догвилле” Ларса фон Триера? Мы делаем что-то подобное. Создавать атмосферу нам помогает художник по свету — Евгений Ганзбург из Санкт-Петербурга. Он работал с Бутусовым, Могучим, Гинкасом и другими большими режиссерами. В соавторстве с ним поставлены практически все наши спектакли, в том числе “Корабль дураков”».

«“Грань” и “Старый дом” во многом похожи, — говорит артист новокуйбышевского театра Кирилл Стерликов. — У нас тоже камерное пространство, мы находимся максимально близко к зрителям, а еще у нас есть ощущение семьи: мы все друг за друга горой. Мне нравится, что здесь атмосфера не театра с позолоченными люстрами, а настоящего дома. Я думаю, мы к чему-то подобному придем, когда нашему театру построят собственное здание».

Красный факел — Мастерская Петра Фоменко

«У нашего  здания очень богатая история, и далеко не сразу в нем расположился театр, — рассказывает артистка “Красного факела” Дарья Емельянова. — Сначала это было Купеческое собрание, по-другому — Деловой клуб для бизнес-элиты Ново-Николаевска (так наш город именовался в начале ХХ века). В 1918 году здание получило другое название: “Дом рабочих”. А театр “Красный факел” начал обживать эту сцену только с 1932 года. И сегодня мы стараемся освоить каждый уголок нашего исторического особняка. В театре есть Большая и Малая сцены, а еще третья площадка — кафе, где артисты могут реализовать собственные проекты. Прямо в фойе утром мы играем спектакли для малышей, а вечером устраиваем чтецкие программы. Но полнее всего здание оживает ежегодно 27 марта. Мы в “Красном факеле” первыми стали проводить в День театра акцию, которую сейчас подхватили коллеги по всей страны, — “Ночь театра”. Суть в том, что зрителей приглашают на экскурсию не просто в закулисье, а в самые потайные части здания — например, в трюм под поворотным кругом, чердак, репетиционный зал. И даже там их ждет театральное представление, которое артисты готовят специально для этой ночи».

 Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий
Закулисье театра «Красный факел»

В репертуаре «Красного факела» около 50 спектаклей разных жанров. Среди них — актуальные драмы и традиционные комедии, детективные триллеры и пиратские боевики, сказки для взрослых и театральные мультфильмы для детей. В «Красном факеле» часто ставят приглашенные режиссеры (например, Филипп Григорьян, Сергей Землянский и Денис Азаров), а постановки новосибирского театра показывают по всему миру. В последние годы труппа ездила с гастролями в Германию, Польшу, Грецию, Францию, Швейцарию и многие российские регионы. В октябре спектакль «Три сестры» увидят в Японии.

 Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий
Закулисье театра «Красный факел»

Столичным зрителям «Красный факел» известен, прежде всего, благодаря фигуре главного режиссера. Тимофей Кулябин ставит в Театре Наций и Большом и регулярно привозит новосибирские спектакли на фестивали. Но в этот раз театр гастроли принимает — главную сцену «Красного факела» в зале на 510 мест обживают артисты московской «Мастерской Петра Фоменко». В Новосибирске они показывают свой хит — шекспировскую комедию «Сон в летнюю ночь» в постановке Ивана Поповски. В 2016 году постановка стала лучшим драматическим спектаклем на «Золотой Маске».  

 Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий
Режиссёр Иван Поповски

«Не каждый спектакль любишь одинаково, а тут все сложилось, — рассказывает исполнитель роли лесного духа Робина Амбарцум Кабанян. — На репетициях мы кайфовали, валяли дурака, и даже Галя (Галина Тюнина — заслуженная артистка РФ. — Прим. ред.) нас в этом поддержала. Было классно: возникло ощущение, что мы стали единым целым. Но на первом прогоне у нас началась паника. Никто не смеялся, и мы решили, что спектакль не понравился. Это был какой-то ад. На носу премьера, все в ужасе. А я бегаю по театру и кричу: “Мы возьмем “Золотую Маску”!” Мне никто не верил, все говорили: “Амбарцум, успокойся!” Но ведь в итоге взяли!»

«Я давний и абсолютный фанат “Мастерской”, — делится впечатлениями Дарья Емельянова. — Восхищаюсь слаженностью, с которой вы работаете, энергией, а еще физической подготовкой».

«”Сон” очень сложно играть физически, — соглашается Амбарцум Кабанян. — Мы то носимся, то висим вниз головой. Этот сумасшедший темп жутко выматывает. Но отдача, которую мы получаем от зрителей, — это что-то невероятное. Когда от зала идет волна, это так круто».

«Мне кажется, гастроли всегда дают новый толчок для развития спектакля, — говорит Дарья Емельянова. — Визитная карточка нашего театра — спектакль “Три сестры” — длится четыре с половиной часа и играется на языке жестов. Мы готовили его полтора года, там все выверено до мелочей. Например, если я стучу каблуком, это сигнал для другого артиста, что пора начинать реплику. Мы долгое время играли спектакль на родной сцене и перед первыми гастролями переживали, что на чужой площадке он просто развалится. Но вдруг случилось удивительное: на показах в Европе роли и взаимоотношения стали развиваться глубже, по-другому начали проявляться партнеры. Это просто сумасшедшие вещи».

«Дома ты привыкаешь к своему зрителю и в общем можешь предположить, на что он среагирует,— добавляет Амбарцум Кабанян. — А в незнакомых городах все происходит непредсказуемо. Например, я замечаю, что на гастролях публика часто реагирует не на артистов, а на текст — и это открывает новые смыслы для нас самих. Но в конечном итоге важно, чтобы со сцены шла правда, тогда зрители ее почувствуют и подключатся к происходящему».

Фестиваль «Золотая Маска» в Новосибирске проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Автор: Маргарита Шило

Любовь, заводы и разводы. Репортаж с гастролей «Золотой Маски» в Свердловской области

«Золотая Маска» продолжает гастроли по России. Региональные фестивали уже прошли в Южно-Сахалинске, Омске, Новосибирске и в Свердловской области. На Урале спектакли показали Театр Пушкина, петербургский БДТ, а еще театр МТЮЗ. Вместе с артистами последнего «Сноб» отправился в Екатеринбург, Серов и Каменск-Уральский. Рассказываем, чем славятся уральские города и как устроены местные театры

Серов: металлурги и современная драматургия

Гастроли МТЮЗ начались в Серове — одном из крупнейших промышленных центров на Урале. Население города — около 100 тысяч человек, большая часть работает на местных заводах: металлургическом, механическом и заводе ферросплавов. Главная точка культурной жизни Серова — Театр драмы имени Чехова.

«Я родилась в маленьком городе — Старом Осколе, — рассказывает артистка МТЮЗ Полина Одинцова. — У нас там тоже один маленький театр. И для меня гастроли в другом городе — это всегда большой опыт. Мне кажется, важно перед спектаклем прогуляться по городу, почувствовать атмосферу и ритм жизни, посмотреть на лица, ведь именно для этих людей мы потом будем играть».

 Фото: Анна Ульянова
Фото: Анна Ульянова
Актрисы Елена Федорова и Полина Одинцова

«Для нас ваши гастроли важны, наверное, даже больше, чем для вас, — говорит артистка серовского театра Елена Федорова. — Когда к нам приезжают известные театры, мы чувствуем, что не сидим в оторванном от цивилизации городе и не варимся в собственном соку, а существуем в общем театральном пространстве. Это дает нам силы развиваться».

Один из немногих театров на Северном Урале работает в Серове уже почти 77 лет. Сегодня в труппе 27 человек, а в ее репертуаре — около 50 спектаклей. Среди них — лирические ретрокомедии, детские сказки и экспериментальные постановки по пьесам современных драматургов. Постмодернистская драма «Сучилища» в постановке Петра Шерешевского в прошлом году была представлена на «Золотой Маске» сразу в шести номинациях.

«Жизнь актеров в маленьком театре очень разнообразна. Например, один мой коллега по утрам играет червяка в детском спектакле, а вечером выходит на сцену в образе Калигулы, — рассказывает Елена Федорова. — При этом публика у нас непростая — по большей части это заводские рабочие. Они не всегда готовы воспринимать современную драматургию, поэтому иногда уходят с наших спектаклей в негодовании. Но мы не хотим застревать на водевильчиках и стараемся делать спектакли для думающей аудитории. Это сложно, но интересно».

МТЮЗ показывал в Серове «День рождения Смирновой». Спектакль по пьесе Людмилы Петрушевской в этом году был трижды номинирован на «Золотую Маску». Полина Одинцова тогда была представлена как лучшая актриса. «Это советская драматургия. Зритель, как правило, реагирует на нее спокойно, — говорит актриса. — Вообще для меня любая литература — это исследование. И не так важно, в позапрошлом веке была написана пьеса или год назад. Человек есть человек, его проблемы универсальны в любое время. Мы всегда будем любить, прощать, жертвовать собой и стараться друг друга понять. И наш спектакль именно об этом».

Екатеринбург: протесты и чувства

Из Серова труппа МТЮЗ отправилась в Екатеринбург. Как раз в это время в городе проходили акции против строительства храма на месте центрального сквера. «Детство я провела в поселке в Красноярском крае, и прямо за нашим домом начиналась тайга, — рассказывает артистка екатеринбургского “Коляда-театра” Василина Маковцева. — Когда мне было плохо и хотелось побыть наедине с собой, я уходила в лес. Это работало безотказно. В Екатеринбурге мало зелени, сквер — как раз одно из таких редких мест. Поэтому я считаю, что его важно сохранить».

Городской сквер расположен рядом с местным театром драмы. Екатеринбург — один из крупнейших культурных центров в России. Театральная жизнь в столице Урала начала активно развиваться в годы войны, когда в город эвакуировали МХАТ и Центральный театр Советской Армии. Сегодня в Екатеринбурге 24 театра — больше только в Москве и Петербурге.

Василина Маковцева работает в «Коляда-театре» — он регулярно гастролирует в Европе и Москве и номинируется на «Золотую Маску». На счету актрисы десятки ролей в театре и кино. Например, два года назад Василина снялась у Сергея Лозницы в «Кроткой» — картине, претендовавшей на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

«И в Екатеринбурге, и в Москве у нашего театра есть своя аудитория, и нас принимают тепло, — рассказывает Василина Маковцева. — А, например, в Перми мы некоторое время назад показывали “Гамлета”, и многие зрители просто ушли с криками: “Как вы можете такое показывать?!” Но мне даже нравится, когда люди уходят: круто, что их до такой степени задевает то, что мы делаем».

«А мне кажется, что московская публика очень требовательна — она смотрит спектакли умом, а не чувством, — говорит режиссер театра МТЮЗ Саша Толстошева. — Я первый раз на Урале и уже понимаю, что здесь живут удивительные люди. Местные зрители гораздо более открытые, и для нас это грандиозный опыт».

В Екатеринбурге МТЮЗ показал спектакль Генриетты Яновской по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Четыре года назад постановка была представлена на «Золотой Маске» в четырех номинациях, в том числе как лучший драматический спектакль. 

«Я думаю, что театр должен выдергивать человека из его описания мира, — говорит Саша Толстошева. — Мы все находимся в каком-то рефлексе и часто действуем на автомате. А театр имеет возможность эту схему нарушить. Он может нарочно раздражать или, наоборот, успокаивать — это не так важно. Главное, чтобы зритель почувствовал что-то, чего совсем не ожидал».

 Фото: Анна Ульянова
Фото: Анна Ульянова
Каменск-Уральский

Каменск-Уральский: колокола и провинциальный «звездизм»

Еще одна точка в маршруте МТЮЗ — Каменск-Уральский. Сегодня это третий по численности населения город в Свердловской области — здесь живут около 170 тысяч человек. 

Каменск — старейший промышленный центр. Здесь работают трубный, литейный, металлургический, алюминиевый и даже колокольный заводы. При этом город расположен в месте с богатым природным ландшафтом. Прямо в черте Каменска находятся уникальные памятники природы — например, арка Каменные ворота. Посмотреть на нее мы отправились вместе с артисткой МТЮЗа Софией Сливиной, артистом местного театра «Драма номер три» Дмитрием Зубаревым и руководителем отдела по связям с общественностью Владимиром Скрябиным.

«В последнее время малые города вроде нашего чувствуют вовлеченность в общероссийский театральный контекст, — говорит Владимир Скрябин. — Из-за огромных расстояний и разного уровня финансирования раньше маленькие провинциальные театры вообще не могли никуда выезжать. Это порождало страшную вещь — провинциальный “звездизм”, когда артист не видел ничего помимо собственных спектаклей и считал, что он лучший во всем мире. К счастью, сегодня такого нет».

 Фото: Анна Ульянова
Фото: Анна Ульянова
Артистка МТЮЗа София Сливина (слева), артист местного театра «Драма номер три» Дмитрий Зубарев (справа) и руководитель отдела по связям с общественностью Владимир Скрябин (в центре)

Каменский театр «Драма номер три» начинался с передвижной труппы. Сегодня в репертуаре около 40 спектаклей. Половина из них — детские. Здесь ставят классику и актуальную драматургию: «Женитьба» Гоголя соседствует с «Бабой Шанель» Коляды, а «Голубая жизнь» Горького — с «Как я стал...» Ярославы Пулинович. При театре работают детская и молодежная студия, все спектакли играют в залах на 100 и 1000 мест.

МТЮЗ показал в театре сразу две постановки: «День рождения Смирновой» и «С любимыми не расставайтесь». София Сливина сыграла в последнем главную роль. «Это спектакль о любви, боли и невозможности счастья, — говорит артистка. — Как в жизни, так и у нас в спектакле: люди часто не могут поговорить друг с другом, а потом начинают страдать. Я знаю случаи, когда люди разводились после этого спектакля, потому что вдруг понимали, что не с тем человеком живут. Наверное, театр для этого и нужен: если после спектакля поменяется жизнь хотя бы одного человека, значит, мы не просто так работаем».

Фестиваль «Золотая Маска» в Свердловской области проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Показы спектаклей в Екатеринбурге и городах Свердловской области прошли при участии компании РУСАЛ.

Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко поддержал проекты в малых городах области — Серове и Каменске-Уральском.

Сибирский Декамерон. Репортаж с гастролей «Золотой Маски» в Шарыпове

В Шарыпове показали спектакли московского театра «Трикстер», новосибирского «Глобуса» и петербургской «Мастерской». «Сноб» отправился в Сибирь вместе с «Золотой Маской», чтобы посмотреть спектакли и выяснить, как живет театр в городе с населением меньше 40 тысяч человек
 Фото: Анна Ульянова
Фото: Анна Ульянова

Комсомольская стройка и народный театр

Шарыпово — самый молодой город в Красноярском крае. Он появился одновременно с началом последней и самой масштабной комсомольской стройки СССР. В начале 1980-х для строительства объектов КАТЭКа — Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса — съезжались отряды молодежи со всей страны. Сегодня в Шарыпове живет 37 тысяч человек, большая часть из которых работает на главном предприятии города — тепловой электростанции Березовская ГРЭС, входящей в состав компании «Юнипро», генерального партнера проекта «Фестиваль "Золотая Маска" в Шарыпове». 

Хольгер Мюнценмайер, актер и режиссер местного театра, приехал в Шарыпово из Норильска, как раз чтобы строить ГРЭС. Вместе с ним мы отправляемся туда, чтобы увидеть, как работает тепловая электростанция сегодня.

«С детства я выступал на эстраде, играл в футбол, а в более сознательном возрасте стал работать дальнобойщиком. Это три мои главные страсти, я всю жизнь между ними разрывался, — рассказывает Хольгер Мюнценмайер. — В Шарыпове я начинал как слесарь турбинного цеха на ГРЭС, а потом меня пригласили в народный театр — так все и закрутилось».

Сегодня Хольгер Мюнценмайер пишет детские сказки, ставит спектакли и сам в них играет. Среди его работ — роли в «Вишневом саде», «Пигмалионе», «Сказке о царе Салтане» и «Банде аутсайдеров» по фильму французского режиссера Жан-Люка Годара. Два года назад Хольгер сыграл в экзистенциальной драме по мотивам рассказа Леонида Андреева «Жили-были» и получил «Золотую Маску» как лучший актер второго плана. Тогда приезд этого спектакля в Москву, как и проект в Шарыпове этого года, поддержал Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.

«У нас только труба на ГРЭС высокая (дымовая труба станции — самый высокий промышленный объект в России. — Прим. ред.), а сами мы люди простые, — скромничает Хольгер. — Я до сих пор думаю, что полученная “Маска” — случайность. Мне самому роль не кажется выдающейся, а награду я бы отдал режиссеру спектакля (Константину Солдатову. — Прим. ред.). Наш успех — полностью его заслуга. Но, конечно, для нашего театра одно только участие в таком фестивале — это уже триумф. Еще 10 лет назад мы и помыслить не могли, что сможем выезжать куда-то за пределы края, а к нам с гастролями будут приезжать крупнейшие российские театры».

Динозавры и «Новые смыслы»

На гастроли в Шарыпово «Золотая Маска» привезла три спектакля: «Сказку, которая не была написана» московского театра «Трикстер», «Записки юного врача» петербургской «Мастерской», а еще — «Крейцерову сонату» новосибирского «Глобуса». Все три постановки играют на сцене единственного в городе театра.

 Фото: Анна Ульянова
Фото: Анна Ульянова

Театр в Шарыпове — ровесник самого города. В начале 1980-х молодой режиссер Наталья Желтова собрала самодеятельную труппу и основала народный театр «Фаэтон». Спустя десять лет он сменил статус на профессиональный. Сегодня в театре работает около 30 человек, 12 из них — актерская труппа. В репертуаре — 16 спектаклей для детей и взрослых. В их числе — постановки по «Грозе» Островского, «Женитьбе» Гоголя, «Старшему сыну» Вампилова и «Городу, где я» Вырыпаева.

«Я обожаю классику, но не меньше люблю современную драматургию, — рассказывает главный режиссер театра Снежанна Лобастова. — Несколько лет назад я подумала, что было бы неплохо сделать так, чтобы к нам в город стали приезжать режиссеры из других городов. Я позвонила Павлу Рудневу (театральный критик, помощник худрука МХТ имени Чехова. — Прим. ред.), и мы решили организовать лабораторию “Новые смыслы”. Это дало импульс для развития театра: за последние годы молодые режиссеры со всей России поставили у нас около 15 спектаклей, наш театр стали замечать за пределами города, а еще теперь мы регулярно ездим с гастролями на крупнейшие театральные фестивали».

Со Снежанной Лобастовой и актерами новосибирского театра «Глобус» Лаврентием Сорокиным и Екатериной Аникиной мы встречаемся в местном краеведческом музее. На экскурсии гостям рассказывают, что на месте современного города несколько тысячелетий назад жили динозавры, и показывают находки археологов.

«Я впервые в Шарыпове, и этот город напоминает мой родной Бердск (город в Новосибирской области. — Прим. ред.)», — рассказывает артист «Глобуса» Лаврентий Сорокин. В привезенной в Шарыпово «Крейцеровой сонате» — толстовской истории о любви и ревности — артист играет главную роль. За нее в 2015 году он получил Специальную премию жюри «Золотой Маски».

«У моего персонажа в спектакле есть такая реплика: “Ох, боюсь я вагонов железной дороги, ужас наводят они на меня”, — говорит Лаврентий Сорокин. — У меня похожие ощущения: переезды — это всегда тяжело. Но, с другой стороны, гастроли всегда полезны: мы меняем зал, меняем зрителя — это классные открытия и для них, и для нас».  

Актеры широкого профиля и интимный разговор со зрителем

Зал театра в Шарыпове рассчитан на 120 человек, билеты на спектакли стоят около 250 рублей. Средняя заполняемость зала — 88%. Такую не всегда встретишь даже в крупных столичных театрах. Из-за того, что жителей в городе немного, репертуар приходится обновлять едва ли не каждый месяц: средняя жизнь одного спектакля в Шарыпове — 20 показов. За сезон команда ставит 8–9 спектаклей, на работу над каждой постановкой уходит в среднем около полутора месяцев. Особой популярностью пользуются детские сказки — с ними труппа гастролирует по местным детсадам и школам. Для взрослых спектакли показывают два раза в неделю, а в остальное время — репетируют.

«Из-за того, что наш театр совсем маленький, нам буквально приходится все делать своими руками, — рассказывает артистка местного театра Ярослава Перевозкина. — У нас есть артисты, костюмеры, художник-декоратор и машинист сцены. Мы все энтузиасты и универсальные солдаты. Например, один наш актер параллельно ставит спектакли, другой — отвечает за звук и свет, а я занимаюсь раскруткой социальных сетей и стараюсь сделать так, чтобы о нашем театре узнало как можно больше людей».

«Наш театр тоже появился благодаря энтузиастам», — говорит артист петербургской «Мастерской» Максим Блинов, для которого Ярослава Перевозкина проводит экскурсию по закулисью. Петербургская «Мастерская» выросла из актерских курсов режиссера и профессора РГИСИ Григория Козлова. Сегодня на сцене театра идут около 40 спектаклей, а играют в нем примерно 80 человек: все — ученики Козлова, и Максим Блинов — один из них. Несколько лет назад он задумал перенести на сцену «Записки юного врача»: сам сделал инсценировку, сыграл в постановке единственную роль, а поставил спектакль Григорий Козлов. В 2017 году «Записки юного врача» получили три номинации на «Золотую Маску», в том числе за лучшую работу режиссера и лучшую мужскую роль.

«Мои мама и бабушка — доктора, и это, конечно, на меня повлияло: я с детства наблюдал за их работой, слушал истории из врачебной практики, — рассказывает Максим Блинов. — Когда я прочитал Булгакова, понял, что хочу адаптировать его для сцены. В итоге получился моноспектакль — интимный разговор со зрителем на полтора часа. За три года мы объездили с постановкой половину России: например, были в Норильске, в Екатеринбурге, в Омске. Мне очень нравятся люди в регионах: они искренние, честные и добрые. Я отчетливо помню впечатление от встречи со зрителем в каждом городе, где мы были — всякий раз это совершенно особенный опыт».   

Фестиваль «Золотая Маска» в Шарыпове проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Автор: Маргарита Шило

Rambler's Top100