наш товар штучный,
поэтому — дорогой

Илья Чех, основатель компании-производителя протезов «Моторика»

наш товар штучный,
поэтому — дорогой

Илья Чех, основатель компании-производителя протезов «Моторика»
Илья Чех — один из основателей «Моторики», единственного в России производителя функциональных протезов верхних конечностей. В 2019-м он стал «Предпринимателем года» по версии Ernst&Young. «Сноб» совместно с брендом Lexus поговорил с Чехом о бизнесе, жизни в Москве и поделился впечатлением об обновленном RX
По образованию вы робототехник, уверен, что у вас были предложения уехать и работать за границей. Почему вы остались в России, да еще и занялись таким сложным проектом?
В Европу, конечно, звали, но с робототехникой те вакансии пересекались лишь условно. Немного изучив рынок, я понял, что есть ниша для запуска собственного дела. В тот момент мы как раз познакомились с Василием Хлебниковым, у которого было собственное производство, связанное с 3D-печатью (сейчас Хлебников занимает в «Моторике» должность директора по развитию. — Прим. ред.). Сначала это был, скорее, благотворительный проект, но потом он превратился в полноценный стартап. Мы поняли, что у нас есть ресурсы, позволяющие не просто копировать чьи-то технологии, но и внедрять собственные разработки, развивать сферу протезирования, заниматься бионикой — совмещением человека и роботизированной техники.
Ранее вы говорили, что «Моторика» создает вокруг своей продукции онлайн-экосистему. Из каких элементов она состоит?
Это сами продукты — протезы и построенные вокруг них сервисы. Это и программы реабилитаций, в том числе с помощью виртуальной реальности, и бонусные программы. Каждый наш протез подключен к серверу, который собирает биометрию, различные статистические и технические данные — сколько человек за день делает хватов, как вообще он использует протез. За эту информацию мы начисляем бонусные баллы, которые можно тратить на апгрейд устройств или заказывать услуги у наших партнеров. Например, есть скидки на обучение английскому языку.
Как вы используете в реабилитации виртуальную реальность?
Человек надевает специальные очки и попадает в виртуальную реальность. Он управляет реальным протезом, который дублирует команды в виртуальную среду. Такая технология позволяет изменить сам подход к реабилитации: мы можем задавать различные сценарии и ситуации, а не просто просить человека перекладывать предметы с одного стола на другой.
Профиль «Моторики» — протезирование верхних конечностей. Почему не занимаетесь протезированием ног?
Когда мы начинали, конечно, думали шире, у нас были амбиции заниматься и ногами, и даже разрабатывать экзоскелеты. Но постепенно мы поняли, что мощности наши ограничены, поэтому пришлось сфокусироваться только на верхних конечностях. Протезами ног занимается много разных компаний, кроме того, функционал таких изделий очень ограничен. У протезов верхних конечностей огромный потенциал развития, технологически это более сложный продукт.
Вы уже внедряете в протезы чипы, с помощью которых можно оплачивать покупки в магазине. Какие еще есть возможности?
Их функциональность можно развивать в самых разных направлениях. Например, сделать узкоспециализированный протез с встроенными шуруповертом и даже паяльником. Но, скорее, тут нужно говорить о гаджетизации — внедрении технологий и функций, которые уже давно и успешно работают в смартфонах: навигация и так далее. Последние наши маркетинговые исследования говорят о том, что клиенты уже давно хотят, чтобы их протез не только имел функцию хвата, а мог хоть и частично, но заменить привычные нам гаджеты.
В ноябре «Моторика» подписала соглашение о совместных разработках с корейским брендом. Будете использовать их смарт-технологии в ваших устройствах?
В наших протезах могут появиться встроенные умные часы или элементы их смартфонов. Вторая часть сотрудничества с компанией — исследования, направленные на развитие интерфейсов, облегчающих взаимодействие человека и машины. Привычные мануальные клавиатуры, компьютерные мыши и тачпады постепенно уйдут в прошлое.
В одном из интервью вы сказали, что, возможно, в будущем люди предпочтут протезы собственным конечностям. Почему вы так думаете?
Здесь можно провести аналогию с пластической хирургией. Раньше она была нужна, чтобы скрыть или исправить последствия травм, ранений и так далее. Сейчас же люди идут к хирургу ради улучшения внешнего вида. Такая же ситуация, по моему мнению, будет и с протезированием. Технологии в нашей сфере разрабатываются, чтобы как-то исправить или компенсировать недостаток, но ими начнут пользоваться и здоровые люди, чтобы расширить свои возможности. Недавно я общался с коллегами из Калифорнии — они рассказали о здоровых людях, которые начали пользоваться слуховыми аппаратами, чтобы слышать еще четче и дальше.
Какова стоимость произведенных «Моторикой» протезов?
Если говорить о механических детских протезах — 100–140 тысяч рублей. В эту сумму входит не только устройство, но и годовое обслуживание, разная техническая поддержка, реабилитация, о которой я говорил выше. Бионические протезы дороже. Тут все зависит от функциональности, внешнего вида, степени индивидуализации, количества вариантов хвата и так далее. Стоимость варьируется от 30 тысяч до 1 миллиона рублей. Наш товар — штучный, поэтому дорогой.
На 2019 год «Моторика» планировала выручку в 120 миллионов рублей. Какие планы на 2020-й?
Мы каждый год закладываем удвоение выручки в 2–3 раза. На 2020 год план — 200–250 миллионов, плюс выходы на новые международные рынки: весной мы заканчиваем сертификацию в Индии, потом страны Ближнего Востока, а дальше Европа и Америка.
В 2020 году «Моторике» исполняется пять лет. За это время Россия поднялась в рейтинге Doing Business со 120-го места на 28-е. По вашему мнению, бизнес в стране и правда становится вести легче?
У меня много знакомых, которые ведут собственное дело. Большинство занимается торговлей. Конечно, есть проблемы, связанные с различными проверками, но при этом другие процессы становятся проще. Все активно переходят на «цифру», внедряется электронный документооборот: все больше справок мы получаем в электронном виде, не нужно никуда бегать, заверять у нотариуса.
Вы не москвич, но для жизни выбрали именно столицу. Почему?
Я живу в Подмосковье, рядом со Сколково, но это все равно очень близко от столицы. Москва помогает человеку развиваться и реализовываться. Плюс здесь много делают для улучшения качества жизни: развиваются общественный транспорт, открывают разные досуговые, культурные и торговые центры. За шесть лет, что я здесь живу, в Москве открылось огромное количество ресторанов, не только сетевых, но и авторских. У меня есть ребенок, поэтому часто проводить вечера с друзьями и знакомыми не получается. Но когда такая возможность есть, мы собираемся в районе Арбата либо Белорусской, стараемся чередовать заведения, разные кухни.
Вы работаете в Сколкове. Часто проводите рабочие встречи вне офиса, в Москве?
Максимум два дня в неделю. Стараюсь организовать день так, чтобы провести сразу несколько встреч в одном месте. Чаще всего где-нибудь в районе метро «Белорусская», там много подходящих локаций.
Получается, что, живя недалеко от работы, вам все равно регулярно приходится пользоваться автомобилем. Какие характеристики и качества должны быть у машины, чтобы ее купил Илья Чех?
Конечно, мне, как инженеру, хотелось бы более активного развития беспилотных технологий, чтобы автомобили стали по-настоящему умным и комфортным средством передвижения — могли позволить водителю отвлечься от дороги и отдохнуть за рулем. Мне кажется, что автомобиль уже сегодня должен становиться частью экосистемы, в которой живет человек. В мультимедийную систему обязательно должны быть интегрированы водительские гаджеты, чтобы на экране отображалась не только пресловутая навигация и музыка, но и переписка в мессенджерах. В идеале мультимедийная система должна быть полноценным компьютером.

Кстати, я читал, что Lexus работают над беспилотниками нового поколения. Уже разработан прототип беспилотного автомобиля под условным названием TRI-P4 (Toyota Research Institute — прим. ред.) на базе гибрида Lexus LS 500h. В нем установлены две системы автоматизированного вождения. Первый Guardian — это страхующий автопилот, он следит за обстановкой в фоновом режиме, когда водитель управляет автомобилем сам. Автоматическое управление включается в те моменты, когда что-то идет не так. Например, водителю стало плохо или он не увидел другой автомобиль рядом. И второй Chauffeur — он позволяет полностью исключить человека из процесса управления автомобилем.
А если говорить о типе кузова и технических характеристиках?
Я вожу автомобиль не очень агрессивно, но мне не хочется, чтобы моя машина проигрывала по мощности соседям по потоку. Моя семья любит длительные поездки, поэтому высокий уровень безопасности, комфорта и вместимость очень важны. Получается, что я говорю о динамичном и вместительном кроссовере, который одновременно подходит и для города, и для загородных поездок. Мне важно, чтобы моей жене и детям было комфортно.
Lexus RX подходит под это описание?
Да, это достаточно динамичная машина, которая без труда держит дорогу. У этого кроссовера современный дизайн, который разительно отличается от его немецких и шведских конкурентов, Lexus всегда легко узнать в автомобильном потоке. Плюс, как я говорил выше, мне очень важно, насколько автомобиль безопасен для тех, кто находится в машине. В RX достаточно современных технологий, которые помогают водителю контролировать ситуацию на дороге: адаптивный круиз-контроль, функция удержания автомобиля в полосе, «умный» дальний свет и так далее. На такой машине ты точно доедешь из точки А в точку Б.

LEXUS RX
Обновленный Lexus RX предлагает непревзойденный уровень комфорта наряду с превосходной динамикой при любых условиях. Премиальный кроссовер сохранил присущую модели мощную, атлетическую внешность, в то время как характерная линия, идущая от передней части кузова к задней, делает автомобиль более обтекаемым и гармоничным. Автомобиль получил первую в мире систему адаптивного управления дальним светом BladeScan, а также оснащен комплексом систем безопасности Lexus Safety System + нового поколения.

LEXUS RX
Обновленный Lexus RX предлагает непревзойденный уровень комфорта наряду с превосходной динамикой при любых условиях. Премиальный кроссовер сохранил присущую модели мощную, атлетическую внешность, в то время как характерная линия, идущая от передней части кузова к задней, делает автомобиль более обтекаемым и гармоничным. Автомобиль получил первую в мире систему адаптивного управления дальним светом BladeScan, а также оснащен комплексом систем безопасности Lexus Safety System + нового поколения.

Текст: Никита Павлюк-Павлюченко
Выпускающий редактор: Татьяна Почуева
Корректор: Наталья Сафонова
Фотографии: Алексей Костромин
Дизайн и верстка: Снежанна Сухоцкая
© All Right Reserved.
Snob
dear.editor@snob.ru