В начале февраля в газете The Guardian вышла заметка о том, что на месте клуба The Foundry в Шордиче построят 18-этажный бутик-отель сети Park Plaza, который из-за характерной цилиндрической формы журналисты уже обозвали «мусорным ведром». Вроде бы история обычная: в Лондоне чуть ли не каждый день закрываются одни клубы, открываются другие и строятся отели — но за сутки новость разлетелась по паре десятков изданий, от информационного листка округа Хэкни до национальных газет. Такое пристальное внимание можно объяснить только тем, что The Foundry — по-настоящему культовое место. Foundry по-английски — «литейный цех», а через этот цех прошли почти все деятели современной лондонской арт- и рок-сцены.

Огромную ротонду со стальными буквами видно уже от станции метро Old Street. На первом этаже — бар с видеоинсталляциями из старых мониторов и телевизоров и мини-сценой, на которой проходят поэтические чтения. Ниже — зал с вращающимся полом, там репетируют группы, проходят концерты (среди прочих — первые выступления Libertines и Hot Chip) и перформансы, а на минус втором этаже — галерея, где устраивают выставки. Все это может происходить одновременно — в галерее такая звукоизоляция, что даже если наверху оглушительно грохочет музыка, внизу не слышно ни звука.

Каждый квадратный сантиметр поверхности покрыт надписями, наклейками, фотографиями. А также граффити и рисунками, которым самое место где-нибудь в Tate Modern. Куда ни ткни, попадешь в историю современного британского искусства. Есть Бэнкси, есть и Гейвин Терк из YBA («Молодых британских художников»). 

Есть там надписи и по-русски. Их вполне мог оставить кто-нибудь из подопечных куратора и совладелицы клуба Трейси Моберли, которая постоянно ездит на Канский фестиваль в Сибирь. Возможно, Герман Виноградов или еще кто-нибудь из 50 артистов и художников, участвовавших в обмене между московским центром «ДОМ» и The Foundry в 2000 году. Об этой акции под названием Too Much Spirit (игра слов — spirit означает и «дух», и «спирт») рассказывает еще один из владельцев The Foundry, муж Трейси Джонатан Моберли:

Если на месте The Foundry построят отель, то все это останется лишь в воспоминаниях.

Эта история вообще очень характерна для Лондона: сначала в заброшенном, непрестижном районе, каким еще десятилетие назад был Шордич, появляются сквоты, открываются новые клубы и галереи, место становится модным. Привлеченные новым статусом места, туда устремляются девелоперы, цены резко растут — и творческая молодежь, та самая, которая оживила район, уже не может себе позволить снимать здесь жилье, и на месте панковских сквотов вырастают дорогие рестораны и гостиницы. «Когда мы открыли The Foundry 11 лет назад, Шордич был самым отстойным районом Лондона. Здесь жило так мало народу, что по выходным пабы были закрыты — там просто некому было сидеть. Пива было негде выпить!» — вспоминает Джонатан Моберли.

Единственная нехарактерная деталь в этой довольно обычной истории — это роль девелоперов, выкупивших у прежних владельцев братьев Ройбен площадку за шесть миллионов фунтов. Как говорит Джонатан, как раз они-то по мере сил оказывают The Foundry поддержку, помогая в поиске нового места. Правда, такое хорошее место, конечно, вряд ли удастся найти. 

Зато, говорит Джонатан, от кого нет вообще ни капли помощи — так это от местного совета округа Хэкни, то есть от тех, кто по идее должен быть напрямую заинтересован в поддержке культурного статуса района. «Должно ведь все быть наоборот — злые девелоперы нас выживают, а совет защищает!»

Отель, кстати, собирается сохранить одну из расписанных стен с рисунками Бэнкси. Закрытие The Foundry назначено на апрель. Сейчас концерты, выставки и перформансы проходят с удвоенной интенсивностью, но можно ли надышаться перед смертью?