Киноверсия одного предательства

В киноцентре Cine Lumiere Французского института в Лондоне прошел предпремьерный показ и встреча со съемочной группой фильма «Прощальное дело» (L'Affaire Farewell), снятого по мотивам истории полковника КГБ Владимира Ветрова, завербованного в 1981 году французской разведкой

Кадр из фильма «L'Affaire Farewell»
Кадр из фильма «L'Affaire Farewell»
+T -
Поделиться:

Согласно разным и довольно противоречивым данным, Ветров в ходе операции под кодовым названием «Прощай» (Farewell — именно на английском, чтоб никто не догадался) выдал французам около 4 тысяч секретных документов по части советской научно-технической разведки из архивов КГБ. Франсуа Миттеран, в свою очередь, передал их Рейгану, что привело к раскрытию и высылке полутора сотен советских агентов и, как считают создатели фильма, последующему краху СССР. Раскрытый и расстрелянный в 1985 году Ветров — одна из самых противоречивых фигур холодной войны. Во Франции он считается отважным героем-одиночкой, пожертвовавшим жизнью в борьбе против тоталитарного режима, а на родине — предателем и убийцей. Обсуждения подробностей его сотрудничества с западными спецслужбами и исторических последствий напоминают самые закрученные сюжеты Тома Клэнси.

Если верить фильму, свобода угнетенного советского народа обошлась французским разведчикам в бутылку Moёt, пару кассет Queen и Лео Ферре, плеер и школьную хрестоматию поэзии — Бодлер, Малларме, де Виньи. Ветров (в фильме — Сергей Григорьев в исполнении Эмира Кустурицы) представлен идеалистом-франкофилом, которого погубила излишняя сентиментальность. Жену Ветрова-Григорьева Наташу играет Ингеборга Дапкунайте, а героиню служебного романа Алину — Дина Корзун. На роль Ветрова планировались последовательно Никита Михалков и Сергей Маковецкий, но, по словам режиссера Кристиана Кариона, министр культуры РФ Александр Авдеев, бывший в восьмидесятые первым секретарем посольства СССР по Франции и высланный из Парижа в разгар скандала из-за операции «Прощай», настоятельно не рекомендовал именитым актерам участвовать в съемках. Впрочем, российская пресса утверждает, что и Михалков, и Маковецкий сами отказались играть столь неоднозначную роль.

Москву в фильме изображает Харьков, поскольку, по словам режиссера, агенты КГБ, засевшие в Минкульте, не дали разрешения на съемки полнометражного фильма. По той же причине фильм вряд ли в обозримом будущем выйдет в российский прокат. Правда, посмотреть его, естественно, все равно можно: достаточно набрать в поисковике «affaire farewell скачать субтитры».

Кристиан Карион рассказал, к каким ухищрениям пришлось прибегнуть, чтобы в кадре появилась хотя бы высотка МГУ:

А Дина Корзун поделилась впечатлениями о работе с Эмиром Кустурицей.

Впрочем, у русских зрителей фильм вызвал неоднозначную реакцию.

Читайте также

Комментировать Всего 21 комментарий

А что - чекист Авдеев пришел рулить финансовыми потоками, выделенными на культурку? Отлично.

Напряженный такой фильм. Понравился.

"День независимости" тоже напряженный фильм. И тоже всем нравится. И "Охота за Красным Октябрем" тоже напряженный фильм. А уж "Рокки-4" какой напряженный! Не говоря уже о "Красной жаре". Но лично мне в этом смысле больше всего нравится "Полицейская академия - 7".

туча фзнамзнон!!  сногсшибательно ,))

и очень тонкий комментарий, Алексей.

я без иронии.

Посмотрю обязательно, родилась в Харькове :-) и вообще интересно каким образом представлена "угнетенность советского народа"

Думаю, для среднестатистических англичан эта концепция (угнетенность) была бы шоком - при слове "USSR" им представляются марширующие ряды свирепых медведеподобных роботов, заправленных водкой :-), которые дружно нацелились на оккупацию английских просторов...

это я так...сегодня снова слышала жалобы по поводу кол-ва "русских" (имеются в виду приезжие из всех бывших республик + Польши, Чехии и др) в Великобритании, которые "отнимают нашу работу, насилуют наших мужчин"... ah, well...

Про кока-колу и милиционера мне понравилось, где угодно сработает :-)

Среднестатические англичане как раз угнетенность представляют себе довольно образно. Буквально вчера хозяйка антикварного магазина на Портобелло вспоминала, как ее (условно) русские знакомые собирали сумку апельсинов для детей в конце 80-х. Да и вообще, "Ах, у вас же при коммунизме было так тяжело, так тяжело" - я эту фразу практически каждый день слышу.

Хозяйка антикварного магазина на Портобелло - это никак не среднестатистический англичанин :-) 

фильм смотрел несколько недель назад. можно уже говорить о "послевкусии". впечатления простые. кустурица хорош. все остальное говорит о штампах в восприятии ссср, сохранившихся с холодной войны.

и еще. предатель он и в африке предатель. оправдывать можно что угодно, но если человека никто не заставлял принимать присягу, после чего он сдает своих коллег с весьма серьезными последствиями для этих людей....думаю, неуместно из таких делать героев, будь это суворов или прототип кустурицы. "демократическое" общество и данный фильм по существу поощряет величайший грех, который безотносителен политических воззрений. :(

согласен с концовкой фильма. предательство порождает другое предательство. герой фильма сдается своими боссами как отработанный материал. конечно же, французы - молодцы. это плохие дяди из цру не имеют представления о кодексе чести. грустно после фильма было, в первую очередь за носителей ("романтичных" французов и "романтичного" предателя) этого западного понимания чести, и, конечно же, за доверчивого зрителя, кому эта хорошо сделанная художественно мерзость адресуется :(

p.s. характерно, что герой фильма по сценарию и своей жене изменяет. как не вспомнить "романтичные мотивы" предательства олега гордиевского, которого на проститутках "зацепили" западные спецслужбы, после чего тот стал светочем идей свободы и демократии.

Вот-вот, мне ровно примерно те же мысли в голову пришли. Весь фильм - набор самых дремучих русо- и советофобских стереотипов. Он бы еще в Таллин его поехал снимать. Я далеко не самый главный ура-патриот, но я бы на месте министра культуры тоже такое не пропустил. Сценарий целиком из сплошных натяжек, диалоги будто гугл-транслейтом перевели (ну не говорят так люди на русском языке, не говорят!), вокруг водка, мрак и кажебе, хороший только предатель, который на кассетной магнитоле в своей "Волге" (в 1981 году!) слушает французский шансон. И все это ради довольно нелепой идеи, что французы, of all people, выиграли холодную войну.

думаю, неуместно из таких делать героев, будь это суворов или прототип кустурицы

да.

Вот немцы к наследию социализма почему-то могут с доброй иронией относиться - достаточно вспомнить Goodbye Lenin. А французы - ни в какую. Только звериная серьезность и преступления тоталитарного режима, ради разоблачения которых можно пожертвовать чем угодно, включая здравый смысл и историческую достоверность.

+1

Где-то в 80-е читала фамилии из коллекции знакомого - "русские в иностранных книгах, фильмах и т.д."  Помню несколько: Чашков, Бобов, Милицевов, Комнатов, Продуктов... Очень смешно и грустно.

очень интересно...

уже месяца три назад как посмотрел этот фильм. абсолютно не зная предистории. конечно Кустурица сделал свое дело не только как талантливый актер, но еще и как походу помошник режисера. но дело не в этом... очень интересная статья и отношение к фильму в Росси и со стороны властей - совсем не думал уж что так...

а вот, мне понравилось то, что сын развдечика так рьяно желавший перемен - ничего толком не делал считая папу частью системы...а папа тихо так тихо, да и вот вам..

Поищу фильм в интернете, спасибо

Всё-таки государственная измена против СССР в 1981 году - это поступок, заслуживающий больше уважения, чем осуждения. Планировавших покушение на Гитлера офицеров почему-то "предателями" называть не принято.

Напомню, что фильм снят режиссером из страны, один из президентов которой гордился возможностью "уничтожить 80 миллионов русских" и успешно истребил миллион алжирских. А предательство - это все равно предательство, с какими бы целями оно ни совершалось.

На фоне того, что в то время наш собственный российский советский руководитель не говорил про уничтожение русских, а успешно их в промышленных масштабах уничтожал - по-моему это даже уже не смешно

Что называется, плюсадин.

Так, погодите, а Миттерана можно предать за Алжир? А Сесиля Роудса? или 30 тысяч буров и африканцев, заморенных голодом и болезнями в трансваальских концлагерях  - это еще недостаточно? начиная с какой цифры, по-вашему, предательство своей страны можно начинать уважать?

Предательство по отношению к тоталитарному режиму у себя в стране не равно "предательству своей страны". Иногда даже наоборот. Белогвардейцы, например, не были предателями. Более того, на идейных антикоммунистов даже из армии Власова не стоило бы поголовно вешать этот ярлык.

И тем более это касается Ветрова, который не проливал кровь своих соотечественников, не пособничал, пусть и из благих намерений, нацистам, а всего-то выдал французам схемы того, как СССР воровал на западе технологии. Согласно Википедии, "Информация, которую он передал, привела к высылке почти 150 советских разведчиков из разных стран Запада." Всего-то навсего.

уважаемые господа чайчиц и фридлянд, пожелаю вам лично неоднократно быть преданными людьми, которым вы доверились, у которых взгляды не совпадают с вашими, но которые это расхождение во взглядах тщательно от вас скрывают, потому что иначе вами попользоваться будет не так просто. 

как говорится, почувствуйте разницу, когда мерзавец не на вас работает и не поет сладкие вашей эстетике песни.

 а про то что "он сукин сын, но это наш сукин сын" мы слышали задолго до ваших комментариев. если вам "сукин сын" близок, не спорю, просто хотел, чтобы мы не забывали, что у всех сукиных детей много общего. об этом вам зоолог колмановский может больше рассказать.

p.s. часто в предательстве ничего страшного не видят те, кто и сами неоднократно предавал. если это так, поделитесь своим опытом. будет звучать более конкретно и понятно.

 

Новости наших партнеров