Проходит это мероприятие в «Лавочке детских книг» на Арбате. В Москве что ни неделя, то несколько литературных мероприятий для детей, и родители, озабоченные проблемой детского чтения (которой сейчас, кажется, не озабочены в определенных социальных кругах только сами дети), исправно приводят своих чад послушать детского писателя или поиграть в литературную викторину. Но история, организованная в этот раз «Самокатом», выделяется из общего потока двумя важными вещами: списком фестивальных действ и местом их проведения. Что касается списка, то он хорош сочетанием взрослых и детских мероприятий: для родителей «Самокат» организовал, например, разговор о сравнении японских и российских педагогических методик, встречу экспертного совета книжной серии «Самокат для родителей» и беседу с психологом — специалистом по «трудным» детям. Но не исключено, что даже эти инициативы не произвели бы на взрослых и маленьких участников фестиваля столь сильное впечатление, если бы не «Лавочка детских книг», где все это происходило.

«Лавочка» существует в Москве меньше года, она открылась в сентябре на Арбате, в торговой галерее «Старая улица», месте по-арбатски тихом и не по-арбатски остекленном. Это маленькое помещение с полками, забитыми детской литературой (в том числе букинистической), всякими картинками, развивающими игрушками, гравюрами Мэри Сесил Баркер, занятными открытками и прочими завораживающими вещами. В середине стоит приземистый стол с пуфами, а одна из стен занята хорошо организованным амфитеатриком: на его ступенях можно сидеть и смотреть спектакли или слушать писателей, а можно использовать их как рабочее пространство в ходе творческих мастерских или просто как место, где можно как следует поваляться с книжкой. Но и вне всяких особых мероприятий, фестивалей и круглых столов «Лавочка» оказывается крайне важной точкой: дело в том, что здесь воплощается почти не проговоренный и оттого еще более ценный подход к детскому чтению не как к центральной, а как к интегральной части современной культуры детства. Иными словами, «Лавочка» создана для родителей, которые хотят, чтобы их дети читали книги не потому, что «только и исключительно чтение может защитить ум ребенка от окружающего нас бескультурья» (эта реплика прозвучала около года назад в ходе другого, куда более пафосного, официального разговора о проблемах детского чтения), а потому, что от книг бывает счастье.

Видимо, для того чтобы адекватно говорить сейчас о том, что будет (или не будет) читать нынешнее подрастающее поколение, надо признать важную вещь: детского чтения, каким мы его знали еще, скажем, 10 или 15 лет назад, больше не существует. Детское чтение в старом его понимании было принадлежностью логоцентричного мира — мира, в котором текст был главным методом передачи интеллектуальной информации от поколения к поколению. Поэтому тревога о том, что ребенок «не читает», была тревогой за его интеллектуальное, культурное и профессиональное будущее в целом. В сегодняшнем мультимедийном и мультиинформационном мире проблема с детским чтением — это в первую очередь проблема старшего поколения, а не младшего: это нам нужно сделать усилие и поверить, что интеллектуальное будущее человечества теперь зависит не только от текстов.

Видимо, нам нужно признать, что цивилизация стала визуально и аудионасыщенной, что текст перестал занимать в ней центральное место и что мир сегодняшнего ребенка оказывается в плане восприятия куда более разнообразным, чем был наш собственный. Нам нужно, судя по всему, смириться с мыслью, что сегодня детское чтение — это лишь часть детского образования. Более того, нам, кажется, придется смириться с еще одной непростой вещью. Для нас книги были одной из главных социальных сигнальных систем: «Наши — это те, кто читает то же, что и мы». Эта система существовала не только внутри одного поколения, она исполняла связующую роль между поколениями: одни и те же книги, прочитанные тобой, твоими детьми и твоими родителями, создавали общий культурный фон и обеспечивали прожиточный минимум межпоколенческих коммуникаций. Безусловно, книги и теперь играют эту важную роль, но объем их значения в социальных кодах — и межличностных, и межпоколенческих — стремительно сокращается. Нам, старшим, сознавать это страшновато, но не сознавать, кажется, просто опасно.

Хотим мы этого или нет, но чтение сегодня явно становится для ребенка в один ряд с кино, музыкой, сериалами, видеоиграми, наконец, с непривычными нам формами онлайн- и офлайн-социализации. Может быть, только распрощавшись с фантазией о том, что «умный ребенок = книжный ребенок», мы сумеем сделать так, чтобы младшее поколение не просто не исключило книгу из этого ряда, но научилось любить книгу в ее новом праве и в ее новой роли — в роли ценного (но не главного!) формата передачи информации, в роли одного из способов проживания эмоции, одного из методов самопознания и, наконец, одного из прекрасных удовольствий, которое жизнь предоставляет нам с самого раннего возраста. То есть одной из вещей, от которых человеку, большому и маленькому, бывает счастье.

На одном из первых фестивальных мероприятий, устроенных в «Лавочке» издательством «Самокат», взрослые участники постарались сформулировать «Права “руководителя” детского чтения». Главная идея: взрослый должен быть не тем, кто «растит культурного человека» единственно возможным логоцентричным способом, а тем, кто помогает узнать, что от книжек бывает счастье.

Подход очень трудоемкий (и трудный — для старшего). Но, кажется, он может сработать.