Рейнхард Крумм: Киргизия может стать первым настоящим failed state
Около 80 человек погибли, более тысячи пострадали в результате этнических столкновений на юге Киргизии. Временное республиканское правительство объявило о частичной мобилизации и просит помощи у России
По данным на утро воскресенья, в ходе этнических столкновений между киргизами и узбеками в городах Ош и Джалал-Абад погибло 84 человека. Еще 1117 человек обратились за медицинской помощью. Беспорядки вспыхнули в минувшую пятницу и продолжаются до сих пор. Сожжены целые кварталы жилых домов, магазины, базары, на улицах бесчинствуют мародеры.
Продолжение дискуссии о ситуации в Кигризии.
В Ошской и Джалалабадской области объявлено чрезвычайное положение. Временное правительство объявило о частичной мобилизации военнообязанных граждан в возрасте до 50 лет. Минобороны поручено начать переводить части вооруженных сил «на организацию и состав военного времени» с сегодняшнего дня. Другим декретом власти разрешили представителям правоохранительных органов и вооруженным силам при необходимости открывать огонь на поражение в районах, где объявлено чрезвычайное положение.
Накануне глава временного правительства Киргизии Роза Отунбаева сообщила, что направила руководству России письмо с просьбой о введении миротворческих сил в охваченный этническим конфликтом регион. «Ситуация переходит через край, нам нужен ввод других военных сил, чтобы купировать ситуацию. В этой связи мы обратились за помощью к России», — рассказала Отунбаева. (См. интервью с Розой Отунбаевой на snob.ru)
Впрочем, пока на просьбу Киргизии Москва ответила отказом. Как заявила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, события в Киргизии — это внутренний конфликт и «пока Россия не видит условий для участия в его урегулировании».
Последний наиболее крупный межэтнический конфликт между киргизами и узбеками, получивший название Ошский, произошел в 1990 году. Тогда в столкновениях участвовали более 30 тысяч человек, около 1200 человек погибло.

19:13
13.06.10
СсылкаКонфликт между узбеками и киргизами обусловлен несколькими причинами. Во-первых, на юге Киргизии проживает много узбеков, однако, насколько я знаю, во власти они никак не представлены. Второе — это ресурсы. В Узбекистане нехватка воды, а в Киргизии ее достаточно. Обратная ситуация наблюдается с газом. При этом Киргизия в достатке делится водными ресурсами, а Узбекистан необходимое Киргизии количество газа не поставляет. Это создавало напряжение в отношениях между странами давно.
Тот факт, что Отунбаева попросила военную помощь у России, говорит о том, что ситуация в Оше и Джалал-Абаде критическая. В последние годы невозможно было представить, что вопрос встанет подобным образом.
Сложно сказать, почему Россия отказывается эту помощь предоставить. Можно предположить, что обязательства, принятые в рамках ШОС, в которую входят и Россия, и Киргизия, и Узбекистан, не позволяют решить этот вопрос в одностороннем порядке. С другой стороны, возможная помощь со стороны ШОС и ОДКБ может означать появление узбекских солдат в конфликтном районе, что, конечно, недопустимо. Не исключаю, что к решению этой проблемы может быть привлечена ООН и ее голубые каски.
В любом случае, я уверен, что международное сообщество не должно наблюдать за происходящим со стороны. Тут несколько циничное отношение видно: Киргизия бедная страна, там нет нефти и газа, а если были бы, то и реакция, наверное, была бы более активная.
Пока все происходящее выглядит как полномасштабная гражданская война. Похоже, что киргизские власти не способны решить эту проблему, и Киргизия может стать первым на постсоветском пространстве реальным примером того, что по-английски называют Failed state.