Досидеть до начала спектакля оказалось делом нелегким, так как он стал частью обширной благотворительной программы центра. Начали с самодеятельности: и стар и млад танцевали невпопад чечетку, дети-акробаты кувыркались по сцене, едва ли не падая с нее, полные латинские девушки пели о надежде на будущее. Во втором акте на сцену наконец-то вышла Studio Six, и я ощутила, что действительно пришла в театр. В течение нескольких секунд Невский проспект ожил. Перед глазами зрителей предстала динамичная картинка: спешили куда-то озабоченные кухарки, дворники размахивали метлами, безмятежно прогуливались симпатичные барышни, а господа с деловитым видом разворачивали хрусткие газеты. И все это под колоритное пение старушек, которые по-английски, но на удивление чисто выговаривая русские имена, рассказывали о жизни русской улицы. Главный герой, художник Пискарев, эдакий современный романтичный Ромео, следует со своим другом за разными дамами, которых они заметили на проспекте. В конце концов с ними случаются большие неприятности. Чувствительный художник, узнав, что его избранница работает в борделе, кончает жизнь самоубийством.

Постановку задумала и осуществила актриса Studio Six Карен Тарарач (Karen Tararache), «Невский проспект» — это ее режиссерский дебют. После спектакля она рассказала, почему выбор пал именно на эту повесть Гоголя.

Меня поразило, насколько хорошо актеры Studio Six говорят по-русски. Все они воспитанники Школы-студии МХТ. Американская группа появилась в МХТ осенью 2001 года, ее набрали мастера Олег Табаков и Михаил Лобанов. Сначала американцы приехали в Школу-студию на короткую стажировку, но потом решили основательно поучиться в Москве. Многие не знали ни одного слова по-русски, но четыре года упорного труда с лучшими педагогами не прошли даром: освоили и язык, и репертуар, которому может позавидовать любая профессиональная труппа Америки. Сегодня в Нью-Йорке «американскую труппу студентов» знают как Studio Six, они занимают своеобразную нишу на местной театральной сцене, делая постановки только по произведениям русских писателей. После спектакля все отправились на вечеринку в соседний бар «169». На входе актриса Ники Контолефа наклеивала гостям усы, как у Гоголя, внутри танцевали под украинские цимбалы.

В ноябре Studio Six планирует постановку по роману Достоевского «Бесы» и с нетерпением ждет открытия очередного сезона в Центре искусства Барышникова (Baryshnikov Art Center), где они постоянные гости. Постановка «Невского проспекта» тоже будет дорабатываться, как пояснила мне режиссер Карен Тарарач, это всего лишь рабочая версия. К сюжету добавят еще одного персонажа, которого нет в этом спектакле, — купца, который влюбляется в замужнюю женщину. Карен Тарарач хочет превратить историю купца в полноценный второй акт.