В богатых интерьерах бывшего казино «Метрополь» напротив Большого театра в воскресенье вечером открылась выставка, посвященная кровавым единоборствам. Дмитрий Ханкин, одетый, как и все сотрудники проекта, в черную олимпийку с надписью Partisan Museum, время от времени выходил встречать гостей. Сдав пальто усатым гардеробщикам, видимо, работавшим здесь еще во времена казино, посетители проходили в зал, где их встречали огромные торсы, расквашенные физиономии и только что не потные объятия борцов.

По-рубенсовски телесно избыточные картины Сергея Калинина настолько хорошо вписались в строгое убранство бывшего казино «Метрополь», что выставка кажется тотальной инсталляцией: такое ощущение, будто созданный в 90-е интерьер — дело рук команды дизайнеров проекта.

Ощущение тотальной инсталляции только усиливается, когда в первом зале, прямо под роскошной люстрой, видишь небольшой боксерский ринг, засыпанный песком. Вот только драки в течение вечера никто не затеял, гости мирно расселись по периметру ринга, облокотясь, по примеру Андрея Бартенева, на веревочное ограждение.

Труднее всего поверить, что вплоть до лета казино работало и, судя по всему, процветало. Единственная деталь, намекающая на трагическую судьбу «Метрополя», — содранный ковролин: посетители гуляют по оголившимся плитам пола. На плитах остались замысловатые узоры, которые некоторые гости, например Юрий Аввакумов, отметили особо.

Дмитрий Ханкин считает, что главная прелесть работ Калинина не в том, что они отражают «дух 90-х», а в том, что они совсем не характерны для этого художника, обычно сдержанного. Сергей Калинин действительно не производит впечатления брутального человека. На открытии он был одет в скромный черный сюртук, говорил негромко и на вопрос о том, бывал ли раньше в этом казино, ответил, что однажды здесь проводили аукцион его работ.

Емельян Захаров, тоже присутствовавший на открытии, ушел довольно скоро, но успел посидеть на боксерском ринге, напротив бывшей кассы казино.

Дмитрий Ханкин рассказал, что главная идея «Партизанского музея» — не вывешивать картины в предназначенных для этого выставочных залах, а искать для них подходящие по духу пространства где угодно — хоть в казино, хоть в заводском цеху, причем работающем. Неожиданное соседство рождает более острое восприятие и работ, и самого пространства. Вот, например, картинам Сергея Калинина, как оказалось, очень подошли деревянные панели, зеркала и люстры.

Мария Семендяева