Внимание!
18+
Этот материал предназначен лишь для тех, кто старше 18 лет.
Нет, спасибо Да, мне уже есть 18
«ГАДЖЕТ, КАК РЕАЛЬНЫЙ НАПАРНИК, ПОМОЖЕТ РАСКРЫТЬ КРЕАТИВ»
АКТЕР ЮРИЙ БОРИСОВ — О ВДОХНОВЕНИИ, АЛКОГОЛЕ И СМАРТФОНАХ
Поводом для этого интервью стал арт-проект Xiaomi и SimpleWine. Казалось бы, совершенно разные бренды объединились ради искусства и представили первый в мире лукбук вкусовых образов от известного американского фотографа и кинорежиссера Тима Саченти. Получилась история про соединение материй и эпох, форм и содержаний, своего рода исследование природы творчества сквозь камеру смартфона серии Mi 10T. Показать получившиеся кадры мы решили одному из самых востребованных актеров страны, идущему по краю арт-хауса и мейнстрима, — Юрию Борисову
|
О ВДОХНОВЕНИИ
Что вообще такое вдохновение, откуда это слово появилось? В словарях пишут что-то типа «это особое состояние человека элемент творческого процесса». Я не знаю, что такое вдохновение. Но, наверное, это такой сверхоргазм, когда с тобой происходит то, что ты не можешь описать словами.

Как в этой коллаборации фотограф Тим Саченти пропускает через себя вкусовые образы с помощью смартфона серии Mi 10T, так и каждый художник, актер, музыкант, режиссер во вдохновении опирается исключительно на свои глубинные эмоции и чувства. А то, как они преломляют действительность, и есть творчество.

Но есть у этого процесса и вторая сторона. Так, например, моя работа всегда в команде, и я включаюсь в роль тогда, когда все остальные готовы, а не в тот момент, когда ко мне пришло вдохновение. Камера работает? Всех нарядили? Вдохновляйся! Как получается все это совместить механически, автоматический процесс с процессом духовным? Наверное, точка смычки в том, чтобы быть профессионалом, не опираясь на вдохновение. Нас учили тому, что актера не должно волновать, есть ли у него силы, энергия. Каждый сам находит ключи к себе, если находит, конечно. Я не то что никогда не испытываю вдохновения, но не опираюсь на него. Я не пытаюсь его подманить, я его не жду, это гиблое дело.
|
О СИНЕРГИИ ИСКУССТВА И НАУКИ
Такой немного прикладной взгляд на вдохновение позволяет мне лучше понять и оценить работу Тима Саченти. Ведь для меня творческий процесс — это тоже своего рода технология, скорее мастерство, нежели эмоции. И хотя важную роль последних я не отрицаю, все-таки профессиональные навыки для меня важнее сиюминутного настроения.

Меня очень порадовало соединение в коллаборации арта и инноваций. Художники и технологии должны быть рядом. В этом — суть развития общества, а шире — культуры и сознания. Xiaomi в этой связке, безусловно, отвечает за технологии, за необходимый нам шаг вперед. А у художников пусть будет вино. Хорошее вино. Главное — искать вдохновение не в алкоголе, а во вкусе.

Это реально важная штука, потому что в алкогольном деле должна быть культура, за что могу отдать дань SimpleWine. У меня рядом с домом есть их бутик, и когда я захожу в него, формируется ощущение не столько даже качественного алкоголя, сколько качественного себя. Ты можешь пить меньше, но что-то хорошее, понимая вкус, понимая, зачем ты это делаешь, получая новый вкусовой опыт и вдохновляясь им.
Мне всегда сложно интерпретировать искусство. Что хотел показать Тим Саченти, нажимая на экран смартфона серии Mi 10T? Наверное, что любой творческий процесс — это не только возвышенные философские мысли художника, но и некая база знаний, дающая ему уверенность в своей работе. 

Вы знаете, сам я никогда не думаю, как зрителю видится образ, потому что каждый волен понять и прочувствовать его по-разному. Поэтому я никогда не читаю статьи кинокритиков. Зачастую человек открывает для себя огромный мир в твоей роли, в твоем кадре, в твоей картине. Мир, о котором ты даже не задумывался. Видит новые метафоры и смыслы. Мне кажется, так и должно быть. Раньше мне хотелось понять, что я делаю. Сейчас я решил, что нужно, наоборот, не делать что-то конкретное. Наверное, так художники пришли к абстракции как высшей точке искусства. И вряд ли есть что-то, способное породить больше метафор, чем «Черный квадрат».
|
О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
Тридцать лет назад наша планета стала единым информационным полем. Такого никогда не было в истории. Я не знаю, может, конечно, в прошлом и были атланты, которые обладали телепатией, но это все утопические размышления. Благодаря появлению интернета мир стал вместе дышать. Все, что случилось в Москве, мгновенно отзывается в Нью-Йорке. Это полностью меняет в принципе строй общества. В такт с этими изменениями трансформируются и искусство, и технологии. И взять даже эту коллаборацию — что это, если не пример новой реальности?

То, что сейчас происходит, — коронавирус, ответные меры, с ним связанные, — это первое подобное глобальное событие, которое происходит одновременно на всей планете, уравнивая сословия, социальные статусы, возраст, пол. Мы живем в реально переломный момент обозримой истории человечества. Через сотни, тысячи лет люди будут возвращаться именно к этому году, осознавая, анализируя, изучая его артефакты, чтобы глубже понять, что в этот момент происходит со всеми нами. И искусство, осмысляющее этот новый мир сегодня, проекты, подобные коллаборации Xiaomi и SimpleWine, будут главными помощниками в этом изучении.

Сейчас мы просто живем в 2020 году, скоро будем провожать этот год. Не особо пока понимая, какие изменения произошли с нами, но глобально осознавая, что все мы стоим в точке, которая рассекает историю на «до» и «после». Люди это ощущают. Это не может не сказываться на творчестве, на технологиях.
|
О СТРАХЕ ВЫЙТИ ИЗ КОМНАТЫ
Многие в этом году цитировали Бродского: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибки». Человек перед лицом новых вызовов может запереться в своем мирке, замкнуться, уйти в духовный сепаратизм. Это проблема, требующая размышлений. Вообще в этом году экраны смартфонов заменили нам жизнь. Но важно все же сохранить баланс. Суть человеческой природы в общении. Мы не можем не общаться. Сегодня, когда человек заходит в инстаграм, его мозг принимает этот процесс монотонного пролистывания сторис за встречу, за разговор. Благодаря фейсбуку, инстаграму, тиктоку создается впечатление, что ты общаешься с друзьями. Мне кажется, нам нужно срочно переосмыслить эти приложения, их политику. И вообще, политику взаимодействия с ними. Иначе мы действительно превратимся в матрицу из людей в ванных, которые питают своей энергией какой-то большой компьютерный мозг. Как бы это смешно ни звучало, именно это происходит. Фантасты всегда формируют будущее. И как фантасты рисовали машины будущего 70 лет назад, такой в реальности становится Tesla.
|
О ДИВНОМ НОВОМ МИРЕ
Не нужно смотреть назад и ждать, что старый мир вернется. Его нужно похоронить. Раньше все мы просто ждали, когда все закончится. Когда нас закрыли в апреле-марте, все думали, что сейчас посидим, переждем и продолжим. Осенью стало понятно, что как было раньше, все-таки еще долго не будет. Сейчас очевидно, что не будет никогда. Кто-то молодой может легко перестроиться на что-то новое, но более старый и консервативный человек не может, не готов и не будет. Так всегда бывает: когда тебе 12 — мир клевый, каким бы он ни был в реальности. Война, оккупация, химическое оружие, ты в подвале живешь — но мир клевый, потому что ты не знаешь другого мира, ты адаптируешься к тому, который есть, и тебе нормально. Но когда тебе 50, уже «все не то», «раньше было лучше» и ты занят кризисными суждениями о том, что жизнь ушла. Мне кажется, решать проблемы нужно по мере их поступления, но уже очевидно, что старый мир не вернется, а любые изменения нужно развернуть в плюс. Вопрос лишь, как трактовать происходящее.
|
О ТВОРЧЕСТВЕ В КАЖДОМ ИЗ НАС
Я вырос в небольшом городе Реутове в Московской области. Не был окружен творчеством, не был помещен в этот контекст. И я убежден, что все люди — творческие. Просто кто-то по-плохому романтизирует это слово, думая, что если ты творческий, то будешь непременно пить водку и пьяным рисовать картины. Или будешь неуправляемым и взбалмошным. И так далее. 

Человек, а скорее даже в целом вся жизнь вокруг — это и есть сама суть творчества. Ведь кино, театр, музыка — это все лишь преломление жизни. Вот живет человек, режиссер, жизнь вокруг него происходит. Он берет это и фиксирует на камеру. Но сама жизнь гораздо шире и интереснее чем то, что из нее сделал какой-то конкретный человек. А великим художником является тот, кто может вычленить, найти в этом массиве что-то действительно великое и уникальное. И тут важно, чтобы рядом с ним оказался не просто классический гаджет, а такой, который, как реальный напарник, поможет раскрыть креатив. Несколько человек посмотрят на камень, один подумает про его душу, другой — про цвет, третий — про вес, кто-то — про свет, что на него падает, про его породу. Мне, если честно, гораздо ближе смотреть на камень, чем смотреть фильм про этот камень или слушать музыку про этот камень.

И тут я снова спрошу себя: что же такое вдохновение? 
Для меня вдохновение — это сидеть и смотреть на камень, потому что я в этом вижу высшую форму проявления божественной энергии человеческого бытия, космоса, мироздания, какого-то сгустка жизни.