НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
Есть дома типовые и уникальные, безликие и яркие, а есть дома-символы, появление которых стало поворотным событием в развитии городского облика: повлияло на будущее, ознаменовало высшую точку архитектурного стиля или смену эпох. «Сноб» и ГК «Основа» предлагают пробежать взглядом по знаковым московским постройкам последнего столетия
ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ:
10 ЗНАКОВЫХ ЗДАНИЙ СТОЛЕТИЯ
1920
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ
В 1925 году на конкурсе проектов одной из первых в Советской России масштабных построек — здания Центрального телеграфа в Москве — первые места ожидаемо заняли авангардные работы со смелыми линиями и острыми углами — в разгаре была эпоха конструктивизма. Но заказчик — Народный комиссариат почт и телеграфов СССР — проигнорировал победителей, отдав предпочтение внеконкурсному проекту Ивана Рерберга, архитектора, который многими воспринимался как «старорежимный», принадлежащий к эпохе дореволюционного модерна. Передовая архитектурная общественность осудила этот выбор, хотя проект Рерберга имел немало прогрессивных черт.

Монолитный железобетонный каркас позволил облегчить фасад и выполнить широкое остекление, наполнив светом операционные залы. 7,5-метровые потолки способствовали рассеиванию шума телеграфных аппаратов. Здание было оборудовано по передовым стандартам своего времени, например пневмопочтой, по которой корреспонденция передавалась с этажа на этаж.

Другая актуальная для той эпохи особенность постройки — объединение общественных и жилых помещений в духе дома-коммуны. Часть сотрудников здесь же и жила, занимая квартиры на втором этаже. В доме была прачечная, библиотека, детские ясли, столовая.

Здание Центрального телеграфа, в облике которого соединились черты модернизма, конструктивизма и зарождающегося ар-деко, не отставало от времени, а в чем-то даже опережало его. Оно явилось своего рода мостиком, соединившим дореволюционную архитектуру, достижения авангарда и нарождавшийся сталинский стиль.


Тверская 7
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ
1930
ДОМ ЦЕНТРОСОЮЗА
Хотя Ле Корбюзье к концу 1920-х уже был влиятельным теоретиком архитектуры, в его портфолио еще не было по-настоящему крупных реализованных проектов. Его идеи функциональной архитектуры на основе железобетона и стекла оказались очень созвучны советским конструктивистам. Благодаря популярности в СССР он победил в конкурсе на проект дома Центросоюза — комплекса зданий общей площадью в 11 тысяч квадратных метров.

Дом строился девять лет (1928–1936) и воплотил в себе все пять знаменитых принципов Ле Корбюзье: столбы-опоры, плоская крыша, свободная планировка, ленточное (точнее, даже сплошное) остекление, свободный фасад. Дом Центросоюза — это совершенно уникальный для своего времени офисный центр с пространствами, которые сегодня мы называем open space.

Однако в начале нового десятилетия роман советской власти с авангардом закончился, и отношения Ле Корбюзье с Россией испортились. После 1930 года он не бывал в Москве и не контролировал строительство. По этой причине, а также из-за проблем с финансированием дом Центросоюза не вполне соответствует первоначальному проекту, например, не были реализованы передовые системы отопления, кондиционирования и вентиляции. Тем не менее это выдающееся сооружение и объект культурного наследия СССР. К тому же единственное здание в России, построенное по проекту великого француза.


Мясницкая ул. 39
ДОМ ЦЕНТРОСОЮЗА
1940
АЖУРНЫЙ ДОМ
В приоритете советской архитектуры был функционализм, но время от времени предпринимались попытки облечь ее в эстетичные, приятные глазу формы. Одна из подобных попыток — так называемый Ажурный дом на пересечении Беговой улицы и Ленинградского проспекта. Это экспериментальное крупноблочное здание с фасадом в стиле ар-деко могло бы стать серийным и лечь в основу типовой застройки, но после войны предпочтение было отдано более дешевым панельным домам.

Самая заметная черта Ажурного дома — декоративные железобетонные решетки с растительными мотивами, выполненные по эскизам книжного графика Владимира Фаворского. Решетки имеют практическую функцию, скрывая от посторонних глаз происходящее на лоджиях. Перемычки между решетками также декорированы — круглые медальоны и мрамороподобные разводы на них напоминают об итальянском Ренессансе.

По планировке здание отсылает то ли к пролетарскому идеалу дома-коммуны, то ли к западной концепции полугостиничной жизни: площадь квартир в Ажурном доме меньше площади общественных пространств, включающих широкие коридоры и лестницы, а также богатую инфраструктуру бытового обслуживания на первом этаже. Предполагалось, что жители будут проводить больше времени вместе, чем за стенами квартир.

Конструкция здания также была передовой: это первый дом с двухрядной разрезкой блоков, которая впоследствии стала нормативной. Двухрядная разрезка, то есть использование всего двух рядов блоков в пределах одного этажа, позволила сократить число элементов и упростить технологию строительства.


Ленинградский просп. 27
АЖУРНЫЙ ДОМ
1950
Гостиница «Украина»
Последняя из «сталинских высоток» строилась уже после смерти генералиссимуса. 206-метровая «Украина» в 1957 году стала одной из крупнейших гостиниц в Европе и самым высоким отелем на континенте.

Над деталями проекта этого титанического сооружения, второго по высоте среди сталинских высоток, работали более 2 тысяч проектировщиков. Среди ведущих авторов — Вячеслав Олтаржевский, один из немногих советских архитекторов, изучавших принципы строительства высотных зданий на родине небоскребостроения, в США. Правда, в промежутке между стажировкой за океаном и проектированием «Украины» он попал под каток репрессий и пять лет строил бараки в Воркуте.

При строительстве «Украины» учитывался опыт возведения предыдущих шести высоток, что позволило оптимизировать и механизировать технологические процессы. Использовались бетононасосы, подающие раствор на высоту до 40 метров, и башенные краны, способные сами себя поднимать с этажа на этаж по мере роста постройки.

Фасады гостиницы богато украшены аттиками, обелисками, башенками в виде снопов пшеницы и другими декоративными элементами. Внешней пышности под стать и интерьеры. Для их оформления заказали 1200 картин советских художников.

«Украина», как и здания, описанные выше, создавалась на сломе архитектурных тенденций: на этот раз в опалу попали архитектурные излишества и гигантомания. Возрождение высотного строительства в СССР началось лишь спустя десятилетие, уже в брежневскую эпоху.
Кутузовский просп. 2/1
Гостиница «Украина»
ТЕАТР «РОССИЯ»
Здание было построено в 1961 году, ко второму послевоенному Московскому кинофестивалю (ММКФ). Архитекторам пришлось вписывать крупнейший советский кинотеатр на небольшой островок между Страстным бульваром и Путинковским переулком. Оригинальным решением было перекинуть лестницу через автомобильный проезд и связать таким образом фойе кинотеатра с пешеходной частью бульвара. Один из ключевых структурных элементов сооружения — расположенная под углом консоль: эта наклонная плита одновременно выполняет роль балкона зрительного зала, потолка фойе и козырька над центральным входом. Панорамное остекление позволило впустить в фойе атмосферу центра Москвы. Эти приемы впоследствии были многократно использованы в подобных сооружениях по всей стране.


Пушкинская пл. 2
ТЕАТР «РОССИЯ»
1960
1970
ДОМ НА НОЖКАХ
Дом авиаторов на Беговой улице — яркий памятник брутализма, послевоенной ветви модернизма, которая получила развитие в СССР 1970–1980-х годах. Принято считать, что автор Дома на ножках вдохновлялся послевоенными проектами Ле Корбюзье, в частности, «Жилой единицей» в Марселе. Архитектор Андрей Меерсон сделал шаг в сторону биоморфности: загнутые и сужающиеся книзу «ножки» в сочетании со скругленным основанием, из которого они «растут», вызывают почти однозначную ассоциацию с анатомией насекомых. Другой яркий элемент — вынесенные наружу овальные лестничные шахты. Их сравнивают с крепостными башнями. Ритм фасада создается не накладным декором, а конструктивным членением здания, рисунком панелей и консолей. Хотя многих обывателей шокирует мрачноватая и тяжелая архитектура брутализма, ее шедевры высоко ценятся профессионалами.
Беговая, 34
ДОМ НА НОЖКАХ
1980
ДОМ-КОРАБЛЬ
Еще один образец советского брутализма. Даже сегодня этот дом безусловно доминирует над окрестностями метро «Тульская», а во времена сдачи в 1986 году возвышался над окружающей застройкой, как круизный лайнер над Венецией. Сходство с кораблем усиливают два яруса балконов, которые есть только на 12-м и 14-м этажах — по вечерам они светятся, как палубы, предназначенные для пассажиров первого класса. Балконами привилегии тех, кто живет на верхних этажах, не ограничиваются: в их распоряжении двухэтажные квартиры — большая редкость в советской планировке.

Дом был построен для сотрудников Министерства среднего машиностроения, предшественника Минатома, поэтому его называют Домом атомщиков. Здание достигает 400 метров в длину, поэтому еще одно его прозвище — Лежачий небоскреб — не является преувеличением: если поставить дом на торец, он будет выше самого высокого небоскреба Москва-Сити. Чтобы жителям не приходилось обходить пешком по полкилометра, в здании сделано несколько сквозных проходов.


Большая Тульская, 2
ДОМ-КОРАБЛЬ
1990
ДОМ-ЯЙЦО
Критика архитектуры лужковского периода — дело привычное. Однако и этот период навсегда вписан в историю Москвы и как минимум надолго запечатлен в ее облике. Некоторые постройки стали своего рода символом лужковской эпохи и высшим ее выражением. Например, храм Христа Спасителя и Москва-Сити. Или Дом-яйцо на улице Машкова — помпезное четырехэтажное строение в виде красного яйца. Хотя отправной точкой для автора был образ яйца Фаберже, результат скорее вызывает ассоциации с английской поэзией абсурда, с Шалтаем-Болтаем, в первую очередь. Дом-яйцо в свое время получил порцию критики, однако сегодня воспринимается как экстравагантная городская достопримечательность, к которой водят туристов. Как написал архитектурный критик Григорий Ревзин об авторе дома-яйца, «Сергей Ткаченко довел абсурдность этой поэтики до состояния звенящей струны, и в этом даже появилось нечто возвышенное».


Машкова, 1
ДОМ-ЯЙЦО
2000
«Белая площадь»
Редкая современная постройка встречала столь единодушное одобрение, как деловой центр «Белая площадь» на Белорусской. Первоначальный проект предполагал возведение двух башен высотой 178 метров, но московские власти его забраковали. В результате родилось гораздо более деликатное и изысканное решение: три корпуса пониженной высотности, разделенные лучами пешеходных улиц, которые сходятся у старообрядческого храма. Так обычно устроено пространство в старых городах — тесные улочки выводят на храмовую площадь. Как отмечается, в данном случае это своего рода мистификация — храм начала ХХ века не успел бы подчинить себе окрестную планировку. Но авторы проекта создали убедительный образ, который сразу зажил своей жизнью.

Треугольные строения делового центра с их скругленными углами не только не доминируют над церковью, но подчеркивают и возвышают ее, в том числе за счет отражений. Именно после возведения «Белой площади» это место стало иконическим видом современной Москвы, местом притяжения, островом гармонии прошлого и настоящего.


Бутырский Вал ул. д.10
Деловой центр «Белая площадь»
RED7
RED7 НА САДОВОМ
Подобно Ле Корбюзье, современные архитекторы стремятся извлекать «застывшую музыку» из передовых технологий и материалов. Цифровое проектирование открыло новые степени свободы для архитектурной мысли.

Образец одного из набирающих силу мировых трендов, пиксельной архитектуры — строящийся комплекс RED7 на Садовом кольце, для создания которого ГК «Основа» собрала большую международную команду. Концепцию разработало культовое голландское архбюро MVRDV — авторы многих знаковых объектов на карте мира, отмеченных самыми престижными архитектурными премиями. RED7 — их первый проект в России. Архитекторы уважительно отнеслись к истории этого района столицы и учли контекст, в котором будет находиться RED7, — здание Центросоюза Ле Корбюзье и расположенное напротив здание Наркомзема Алексея Щусева. Яркое и дерзкое здание RED7 со сложной геометрией фасада и отделкой из красного кирпича выходит за рамки какого-то одного архитектурного стиля, но явственно вступает в диалог с окрестными постройками русского авангарда и сталинского ампира.

Уникальность здания не ограничивается его архитектурой. По замыслу авторов, резиденты комплекса должны иметь возможность решать все бытовые вопросы и удовлетворять максимум потребностей, не выходя на улицу. С 1-го по 4-й этажи в RED7 расположены инфраструктурные объекты общей площадью 7000 м2, включая двухэтажный фитнес с бассейном, рестораны и кафе, магазины, медицинский центр и многое другое. Центром общественных пространств станет 15-метровый атриум — еще одна запоминающаяся особенность проекта. Исключительно для жильцов будет доступно приватное клубное пространство — Небесная гостиная с сигарной комнатой, коворкингом, террасой и собственным кинотеатром. Автором дизайна лобби, атриума и всех общественных пространств проекта стала знаменитая голландская дизайнер Сабин Марселис. А креативную навигацию для внутренних пространств проекта разработает компания Fabrique из Нидерландов, в числе клиентов которой Королевская академия художеств Великобритании, Музей дизайна в Лондоне, голландский музей Ван Гога, университет Эразма Роттердамского и другие.


комплекс премиальных апартаментов RED7 на Садовом кольце
«В RED7 представлен широкий выбор планировочных решений на самый взыскательный вкус: от функциональных студий до роскошных пятикомнатных апартаментов.


Высокий уровень комфорта, технологичности и безопасности резидентам RED7 обеспечит собственная платформа интеллектуального дома iRED, всеми функциями которой можно управлять с помощью смартфона. Она позволяет настраивать микроклимат апартамента, осуществлять видеоконтроль, управлять сервисами дома, снимать показания приборов учета и взаимодействовать с управляющей компанией. Кроме того, платформа позволяет интегрировать в себя партнерские и городские сервисы, подготовлена к изменениям и способна эволюционировать.

Ввод комплекса в эксплуатацию ожидается в 2022 году.


Нашим клиентам мы можем предложить апартаменты с угловым остеклением, с балконами и террасами площадью до 150 метров, а также двухуровневые апартаменты. Каждый апартамент в RED7 действительно уникален и реализуется с полной дизайнерской отделкой на выбор в одном из двух стилей: в неоклассике от международного бюро Олега Клодта или в современном стиле от голландской студии i29.

Это ультрасовременный, стильный и высокотехнологичный дом. Проект находится в прекрасном деловом и культурном окружении, над его созданием работает сильнейшая международная команда архитекторов и дизайнеров, поэтому он будет актуален долгое время»
В каждом апартаменте — потолки от 3,2 до 6,4 метра и огромные панорамные окна высотой от 2,1 до 6,4 метра из которых открываются прекрасные виды на исторический центр города, Садовое кольцо, Кремль и Москва-Сити.
Пересечение пр-та Академика Сахарова и Садовой-Спасской ул.
Tilda Publishing
create your own block from scratch
Над проектом работали: Алексей Тиматков, Алиса Курилина,
Алина Старкова Анна Данилина, Татьяна Почуева, Наталья Сафонова, Саша Казачкова, Дарья Решке