Искусство как инструмент диалога
«Наследие для будущего» было задумано не просто как собрание произведений искусства, но как площадка для глобального разговора. В проекте приняли участие молодые художники из России, Китая, Индии, Бразилии, Ирана и Эфиопии. Их работы выполнены в самых разных техниках — от классической живописи и скульптуры до инсталляций и видеоарта.
Куратор выставки, ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина Семен Михайловский, говорил о проекте с энтузиазмом. «Мы отобрали работы, которые не только привлекают своим мастерством, но и поднимают важные вопросы. Это произведения, которые несут мысль, обращенную к зрителю. Мы поддерживаем этих художников, потому что видим в них огромный потенциал», — отметил он.
Руководитель лаборатории культурно-просветительских проектов Национального центра «Россия» Олеся Малеванная добавила: «Выставка "Наследие для будущего" — это не просто картины, развешенные согласно экспозиционному плану, а это сборник новелл о молодых людях, переживающих целый спектр эмоций, от афганца, который "пешком" пришел учиться в Академию художеств в Санкт-Петербург, до молодого художника, так трогательно и глубоко изобразившего землетрясение в Турции. Это выставка о вере, о Вере в человека и будущее».
Выставка стала пространством, где прошлое и будущее встретились в настоящем. Авторы произведений исследовали множество тем: от диалога культур до вопросов одиночества, от сохранения традиций до роли человека в эпоху глобальных изменений. Такие сюжеты как духовные ценности, семейные традиции, зависимость от технологий и роль медиков в спасении человечества становились основой для размышлений.
Символы, которые объединяют
Одним из главных объектов выставки стала уменьшенная копия знаменитой скульптуры «Сын Земли», созданной китайским художником Дуном Шубином. Оригинал этой работы находится в пустыне Гоби, но ее версия для московской экспозиции, по словам куратора, обрела новые смыслы.
«Эта скульптура стала символом выставки. Мы поставили вокруг нее скамейки, чтобы люди могли посидеть, подумать, ощутить связь с искусством и природой. Для меня важно, чтобы такие пространства, как Национальный центр "Россия", были не только галереей, но и живым местом для общения», — рассказывал Михайловский.
«Сын Земли» напоминает зрителям о хрупкости природы и о необходимости бережного отношения к ней. Кроме того, скульптура — это послание молодому поколению: искусство обладает силой, способной менять реальность.
Россия и Китай: мосты культурного обмена
Проект «Наследие для будущего» стал частью года культурного обмена между Россией и Китаем. На открытии выставки почетным гостем был ректор Академии искусств и дизайна Университета Цинхуа Ма Сай.
«Россия и Китай — это больше, чем соседи. Мы стратегические партнеры, и искусство становится одной из основ нашего взаимодействия. Я надеюсь, что выставка откроет новую страницу в отношениях между нашими странами», — отметил Ма Сай.
По словам экспертов, выставка «Наследие для будущего» стала не только символом сотрудничества, но и примером того, как культура может преодолевать границы и помогать разным народам находить общий язык.
Как выставка стала частью симпозиума
Проект был приурочен к Международному симпозиуму «Создавая будущее», который прошел в Национальном центре «Россия» с 4 по 6 ноября. Этот симпозиум стал первым крупным мероприятием Центра, созданного летом 2024 года по инициативе Президента РФ.
На симпозиуме обсуждались глобальные вызовы и их решения. Ученые, писатели-фантасты, футурологи и представители власти из 101 страны говорили о будущем человека, технологий, цивилизаций и многополярного мира. Более 60 сессий затронули вопросы, касающиеся не только научного прогресса, но и духовных аспектов жизни человечества.
Симпозиум задал масштабный тон для работы Национального центра «Россия», который был создан, чтобы сохранить наследие Международной выставки-форума «Россия» и продемонстрировать достижения страны на международной арене.
Экскурсия по выставке: погружение в мир фантазии и будущего
Одной из самых ярких инициатив, сопровождавших выставку «Наследие для будущего», стали бесплатные экскурсии, организованные для посетителей. Эти часовые путешествия не только помогали лучше понять замысел экспозиции, но и предлагали уникальный взгляд на пересечение искусства, науки и фантазии.
Экскурсия начиналась в пространстве, получившем название «Библиотека будущего». Здесь посетители узнавали, как писатели-фантасты прошлого представляли мир грядущего. От Жюля Верна, с его мечтами о подводных лодках и космических путешествиях, до Кира Булычева, чьи произведения вдохновляли целые поколения инженеров и изобретателей, — библиотека рассказывала о том, как идеи из книг становились основой для реальных открытий. Гид раскрывал секреты фантастических прогнозов, многие из которых уже сбылись, а также предлагал задуматься над тем, какие из описанных технологий и концепций еще ждут своего часа.
Следующим пунктом маршрута становился «Зал изобретений», где зрители погружались в мир технологий, вдохновленных фантастикой. Экскурсанты могли узнать, как идеи писателей повлияли на изобретение смартфонов, роботов и даже космических аппаратов. Рассказ шел о том, кто стоял за созданием этих привычных нам вещей и какую роль играли книги и фильмы в формировании научных прорывов.
Финальной частью экскурсии была Галерея, где зрителям представляли работы молодых художников из России, Китая, Индии, Ирана, Бразилии и Эфиопии. Эти произведения, созданные в самых разных техниках, предлагали взглянуть на современность и будущее через призму искусства. Авторы картин размышляли над вопросами диалога культур, сохранения традиций, экологических вызовов и одиночества в эпоху технологий.
«Экскурсия позволила зрителям не только глубже понять выставку, но и почувствовать, как искусство, наука и фантазия пересекаются, создавая основу для нашего будущего. Это был час вдохновения, размышлений и открытий», — рассказали организаторы.
Экскурсия по выставке стала важным дополнением к общей концепции «Наследия для будущего», превращая посещение экспозиции в настоящее интеллектуальное приключение.
«Наследие для будущего» было задумано не просто как собрание произведений искусства, но как площадка для глобального разговора. В проекте приняли участие молодые художники из России, Китая, Индии, Бразилии, Ирана и Эфиопии. Их работы выполнены в самых разных техниках — от классической живописи и скульптуры до инсталляций и видеоарта.
Куратор выставки, ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина Семен Михайловский, говорил о проекте с энтузиазмом. «Мы отобрали работы, которые не только привлекают своим мастерством, но и поднимают важные вопросы. Это произведения, которые несут мысль, обращенную к зрителю. Мы поддерживаем этих художников, потому что видим в них огромный потенциал», — отметил он.
Руководитель лаборатории культурно-просветительских проектов Национального центра «Россия» Олеся Малеванная добавила: «Выставка „Наследие для будущего“ — это не просто картины, развешенные согласно экспозиционному плану, а это сборник новелл о молодых людях, переживающих целый спектр эмоций, от афганца, который „пешком“ пришел учиться в Академию художеств в Санкт-Петербург, до молодого художника, так трогательно и глубоко изобразившего землетрясение в Турции. Это выставка о вере, о Вере в человека и будущее».
Выставка стала пространством, где прошлое и будущее встретились в настоящем. Авторы произведений исследовали множество тем: от диалога культур до вопросов одиночества, от сохранения традиций до роли человека в эпоху глобальных изменений. Такие сюжеты как духовные ценности, семейные традиции, зависимость от технологий и роль медиков в спасении человечества становились основой для размышлений.