Все новости
Колонка

Дуэли, сюрпризы и незадачи

4 Января 2018 16:39
Каким был прошедший год для российского телевидения

Удача года — «Русские евреи», трехчастная документальная эссеистика Леонида Парфенова

Это ведь не просто парад-алле и мартиролог великих евреев в одном флаконе, а история самосознания советской интеллигенции. И еще — это другое телевидение, которое живет и развивается. Где иной уровень глубины понимания вчерашней и сегодняшней реальности.

«Русские евреи» прошли в кинопрокате по касательной к федеральному эфиру, где в это время показывались историко-контрреволюционные сериалы «Демон революции» и «Троцкий». По сравнению с последними парфеновские евреи выглядели намного убедительнее. Особенно когда на заключительных титрах зазвучала в авторском исполнении песня русского еврея Высоцкого об антисемитах. Тут уж все сошлось: бандиты, семиты и антисемиты.

Ну да, в советскую пору сам Высоцкий ухитрялся служить для населения СССР и скрепой, и антискрепой. И Парфенов клонит не к тому, чтобы зритель поразился обилию знатных евреев на Руси, а невозможности отшелушить русскость в Утесове или в Левитане (хоть живописце, хоть дикторе). Или в Высоцком. «Да это ж такое везение, братцы! Теперь я спокоен, чего мне бояться!»

Спокоен и я. Правда, до тех пор, пока кто-то не бросит клич: «Бей жидов! Спасай Россию!»

Герой года — Татьяна Фельгенгауэр, журналист «Эха Москвы»

Едва не поплатившись жизнью за свою профессиональную деятельность, Татьяна Фельгенгауэр вышла в публичное пространство. Ее вопрос президенту о сомнительном верховенстве закона был предельно содержательным и емким. Ответ прозвучал как чистосердечное признание гаранта Конституции. И истолковать его можно было так, что «дело Улюкаева» допускает верховенство понятия над законом.

Прокурор и судья услышали подсказку.

Сюрприз года — заочная теледуэль президента РФ и видеоблогера Навального (под псевдонимом Саакашвили).

Отвечая на вопросы Собчак во время пресс-конференции, первый был резок и патетичен. Второй, в своем видеопамфлете, язвителен и нагляден.    

Незадача сезона — «Демон революции» режиссера Владимира Хотиненко и «Троцкий» режиссера Александра Котта

Оба произведения смешные. Если Ленин — марксист, то Троцкий — фрейдист. Революция для него — форма конвертации его избыточной похоти. А Сталин — его незаконнорожденное дитя. Лев Давыдович взял все грехи революции, ее бесов Ленина и Сталина, а также ужасы ее последствий на себя. Так может, это Троцкий — вечно живой и к тому же самый человечный? И не тот труп лежит в Мавзолее? Опять царь не настоящий?

Незадолго до смерти живой Троцкий побеседовал с покойным Лениным. Примерно как Иван Карамазов — с Чертом. Или как хотел бы поговорить Пастернак со Сталиным.

Из сериала понятно, что карьере великого революционера серьезной помехой стал пятый пункт.

Почему-то вспомнился Михаил Светлов. Подбегает к нему поклонница: «Михаил Аркадьевич, говорят, что вы — еврей». — «Ну что вы, голубушка, это я сегодня просто плохо выгляжу».

Первый ученик года — Владимир Соловьев, Дмитрий Киселев, Артем Шейнин

Конкуренция в этой номинации столь высока, что выбрать первого ученика и ткнуть в него пальцем — значит незаслуженно обидеть двух других. Все трое когда-то слыли журналистами, а затем обернулись пропагандистами. Каждый из них обожает покуражиться над оппонентом. Днем этим занимается Шейнин, вечером — Киселев, а ночью — весь в черном — Соловьев. 

Смердяков года — Сергей Минаев, сценарист сериала «Спящие»

«Пора просыпаться!» — это слоган восьмисерийного телепроекта «Спящие». Обращен он в первую очередь к завербованным и законсервированным агентам ЦРУ. Но и не в последнюю очередь к мастерам культуры, которые еще недостаточно активно включились в пропагандистскую войну против внешних и внутренних врагов.

В 30-е годы минувшего столетия было кому проснуться — Эйзенштейну, Пудовкину, Довженко, Вертову, бр. Васильевым, Ромму, Юткевичу и т. д. На двигателе, питаемом энергией заблуждения, они рванули в воображаемую Коммуну с остановкой в реальном ГУЛАГе. Воздвигли мифологический Советский мир, от которого сегодня остались руины. А кого сегодня можно разбудить и возбудить, кроме Быкова, Пиманова, Бортко, Шахназарова?

Разбудили и возбудили Сергея Минаева. Финал «Спящих» — заявка на следующий сезон. И еще скучная пародия на ту сцену из «Семнадцати мгновений», где Штирлиц-Исаев в кабаке под фортепианное соло Таривердиева трогательно переглядывается с женой.

В «Спящих» Штирлиц задумчиво всматривается в лицо любимой женщины. После чего твердо обещает: «Я тебя вытащу». Конечно, вытащит. Кто бы теперь сомневался в способностях… господина Минаева.

Он вытащит новый сценарий для нового сезона «Спящих». Для него жизнь приготовила и сюжет о проснувшихся либералах, что затравили патриотически ориентированного режиссера Юрия Быкова. 

Шутка года — от Ивана Урганта — «Соловьиный помет»

Вообще, это название какого-то оздоровительного косметического крема. Но оно удачно подошло и к программам Владимира Соловьева. Как, впрочем, и ко всем пропагандистским ток-шоу на федеральных каналах.

Читайте также
Юрий Богомолов
Юрий Богомолов отвечает на вопрос, заданный Григорием Чхартишвили
Ксения Туркова
Слова, определившие 2017 год
Михаил Таратута
Практически каждый день против заметных актеров или политиков возникают новые обвинения в сексуальных домогательствах и изнасилованиях. Чем это может закончиться для общества?