Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Колонка

«Гнилая селедка» из 90-х

16 Января 2018 15:52
Трагедия в Перми как повод для пропагандистской атаки

Телеканал Russia Today оперативнее всех расследовал причины нападения пермских подростков с ножами на учительницу и младшеклассников. Оказалось, что один из школьников в соцсетях поддерживал Алексея Навального. Новость с удовольствием перепечатали большинство СМИ — от федеральных («Газета.ру», Life) до региональных. До этого в прессе широко разошлись вести, что на встрече кандидата в президенты от КПРФ Павла Грудинина умер ветеран, а вчера умер политик Виктор Анпилов, ехавший на ту же встречу. Пропаганда быстро перешла к самым спорным методам черного пиара, хотя президентская кампания еще толком не стартовала.

Технология выведения в топ поисков новости о подростке из Перми, который напал на младшеклассников и учительницу, была довольно простой. Сначала телеканал RT опубликовал новость о том, что этот парень «высказывался в соцсетях в поддержку Навального». В перепечатке новости Znak.com оказалось, что Навального этот подросток уже «поддерживал». «Совпадение? Не думаю!» — намекают читателям новостники. Поддерживал Навального, и вот до чего это довело, участие в митингах — это цветочки, а тут настоящие ягодки. Нужно ли с точки зрения здравой логики делать такой заголовок? Скорее всего, нет: мало ли кого поддерживают преступники? С пропагандистской — такой заголовок может быть полезен. Человеческое сознание само достраивает цепочку: не зря же написали, что поддерживал Навального, значит, события как-то связаны.

Не секрет, что многие люди не читают новости дальше заголовка, а просматривают заголовки в поисковых системах, где у них расположена почта. Такой способ получения информации мало отличается от просмотра ТВ: подборкой самых важных новостей в поисковиках можно легко манипулировать, выводя их в топ. В Рамблере заголовок еще длиннее и цветистее: «СМИ: школьник, устроивший резню в Перми, поддерживал Навального и называл Россию “страной рабов”». Ровно так же назвали новость в «Газете.ру» (это тот же — по владельцу — Рамблер) и почему-то в Life. Совпадение? Не думаю. Вариант заголовка, попавший в поисковик, — идеальная пропагандистская история, которая заставляет не слишком пытливого читателя включать воображение и достраивать некоторые элементы (не открывать же новость, в конце концов?). Связался подросток с Навальным, поддерживал его, вот и набрался плохого от оппозиционера, русофобию вот эту вот стал затевать, а потом и напал на людей.

На телеканале «Царьград» дополнительные пояснения даже дал эксперт — сначала митинги, а потом резня, на этом ультрапатриотическом канале заголовок уже не оставляет свободного места для трактовок: «Резня в Перми: Вдохновленные американскими убийцами и Навальным». «Сегодня эта поножовщина в школе, завтра — агрессия на митингах, метание бутылок с зажигательной смесью, как на Украине. Агрессия — это разрушение, она может быть обращена на себя — тогда получится суицид, а может быть обращена вовне — в протестную активность, это будет разрушение государства. Или, как в Перми, может быть обращена на одноклассников, тогда это будет поножовщина», — поучал руководитель патриаршего Центра кризисной психологии Михаил Хасьминский.

Цели этой заголовочной кампании понятны: пропаганда давит на рациональные чувства взрослых, связывает Навального и оппозиционную политическую активность с криминальным поведением. Предполагается, видимо, что родители школьников теперь будут бдительнее смотреть за их политическими увлечениями, значками, наклейками, постами в соцсетях.

Навальному пытаются навязать «запах» вдохновителя криминальных поступков, Грудинина и вовсе наделяют сверхъестественными способностями

Можно было бы счесть эту кампанию чем-то уникальным, но нет. Буквально за день до того, как лояльные власти СМИ по методичке «разоблачили» связь Навального и пермских школьников, в топы заголовков попала новость, как на встрече кандидата КПРФ Павла Грудинина с доверенными лицами умер ветеран. Более-менее нейтрально по этому поводу отметились РБК, МК, Росбалт и даже НТВ. Life, наоборот, сгустил краски: «Адский цирк. Как смерть сторонника не помешала “триумфу” Грудинина». В большинстве СМИ больше никаких новостей с этой встречи нет, хотя казалось бы: кандидат от второй по популярности партии, новое лицо, первое крупное публичное мероприятие с ним. Посыл опять же понятен: вот так вот действует выдвиженец коммунистов, клубничный олигарх на наше самое святое — ветеранов (ветерану, кстати, было 69 лет). По дороге на ту же встречу случился инсульт у ветерана политики Виктора Анпилова, лидера пламенного коммунистического реванша в 90-х. Вчера он умер. И этот случай пропаганда тоже использовала: не выносят старые большевики позора от выдвижения компартией бизнесмена.

История использования такого компромата не нова. Один из основателей «Ъ» и «Сноба» Владимир Яковлев писал о пропагандистских методах, которым обучали еще в советской высшей школе. Один из них — метод «гнилой селедки». «Подбирается ложное обвинение. Важно, чтобы оно было максимально грязным и скандальным. Цель “гнилой селедки” вовсе не в том, чтобы обвинение доказать. А в том, чтобы вызвать широкое, публичное обсуждение его… НЕсправедливости и НЕоправданности. Человеческая психика устроена так, что, как только обвинение становится предметом публичного обсуждения, неизбежно возникают его “сторонники” и “противники”. Но вне зависимости от своих взглядов все участники дискуссии снова и снова произносят имя обвиняемого в связке с грязным и скандальным обвинением, втирая таким образом все больше “гнилой селедки” в его “одежду”, пока наконец этот “запах” не начинает следовать за ним везде», — описывает Яковлев этот метод.

Навальному пытаются навязать «запах» вдохновителя криминальных поступков, Грудинина и вовсе наделяют сверхъестественными способностями. Метод «гнилой селедки» при этом очень спорный и неоднозначный, он может сработать в довольно специфических условиях — так он применялся в войне политического компромата в 90-х и начале нулевых. Во-первых, применяют его против сильного противника — к слабому абсурдное обвинение только привлечет внимание. Во-вторых, делается вброс ближе к финалу кампании, чтобы его обсуждение не заглохло. Во многом так сработала кампания против Геннадия Зюганова в 1996 году с лозунгом «Купи еды в последний раз».

В большинстве других случаев абсурдный черный пиар не работает, наоборот, скорее, помогает политику, против которого он был направлен. В 1998 году на выборах губернатора Красноярского края баллотировался генерал Александр Лебедь, конкуренты провели в его «поддержку» Марш бездомных — Лебедь победил. В 2005 году на выборах мэра Архангельска баллотировался местный предприниматель Александр Донской, за год до этого он выдвигался и на губернаторских выборах, набрав всего 4%. Как знать, стал бы он главой города, если бы конкуренты не выпустили огромным тиражом газету «Секта», где утверждалось: Архангельск хочет захватить «голубая мафия» во главе с Донским.

Черный пиар достигает своих целей далеко не всегда. Очень часто избиратели, наоборот, присматриваются к кандидату или политику, которого «мочат»: если власть идет на абсурдные и глупые обвинения, значит, боится, а боятся обычно сильных. Атака черного пиара для многих служит свидетельством признания этой силы — опасаются Навального, опасаются Грудинина, иначе бы так глупо на них не нападали. Наконец, абсурдные обвинения часто трактуются в пользу атакуемого — значит, настоящего компромата не нашли. В итоге пропагандистские усилия власти могут привести к обратному эффекту: встревоженные родители посмотрят ролики Навального и убедятся, что к резне в школах он не призывает, зато рассказывает о коррупции во власти. Обвинения в смерти ветеранов заглушают претензии к Павлу Грудинину как олигарху. Остается не очень понятным, почему Кремль стал прибегать к пропагандистской риторике черного пиара 90-х, хотя победе Владимира Путина на выборах вроде бы ничто не угрожает. Ответ напрашивается один: власть не верит социологии и видит угрозу в любом известном и популярном политике.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Игорь Залюбовин
Как дети стабильности превращаются в детей Колумбайна
Катерина Мурашова
Эта история не просто вневременная. Она — вневидовая
Ответственный секретарь Совета по правам человека при президенте России Яна Лантратова объясняет, в чем причина подростковой агрессии
Александр Бакланов
В школе номер 127 в Перми произошла драка между двумя подростками, которую пытались предотвратить школьники и учителя, сообщает пресс-служба Следственного комитета