Top.Mail.Ru

Колонка

Зима, которой не видно конца

19 Март 2018 18:50

Почему все происходящее сейчас в России — всего лишь переосмысление знаменитой пьесы Евгения Шварца «Дракон»

Забрать себе

Есть такие художественные сочинения, которые в массовом сознании живут на правах классики и со временем приобретают статус универсальной ценности. Подзабытый неистовый литературный критик Виссарион Белинский «Евгения Онегина» назвал «энциклопедией русской жизни». Таковой можно считать и комедию «Горе от ума», которая, как известно, «вся разошлась на цитаты». А вот «История города Глупова» — это уже энциклопедия самодержавия дореволюционной Руси.

Энциклопедией советского и постсоветского самодержавия по праву можно назвать пьесу Евгения Шварца «Дракон», потому что она тоже разошлась на цитаты, которые то и дело оказываются к месту — то есть в рифму к тому, что происходит в реальности.

Шварц сочинял своего «Дракона» в разгар Отечественной войны, полагая, что пишет нечто исключительно антифашистское. Думал, что это сатира на нацистскую Германию. А внимательные критики разобрались и решили, что это нечто антисоветское и просто клевета на социалистическую родину. «Вредная пьеса» — таков был вердикт ответственных идеологических работников.

Она оставалась «вредной» еще долгие годы. Потом, под занавес советского режима, когда Захаров ее экранизировал, показалось, что она сильно устарела. Что Дра-дра сражен, а мы все — победоносные ланцелоты.

В стране никто и не пожелал дуэли незваного рыцаря с Драконом, кроме кота Машеньки, который хотел бы, развалившись на диване перед очагом (телевизором), помечтать о невозможной победе Ланцелота

Шли годы, и как-то само собой стало понятно, что пьеса «Дракон» опять стала «вредной» — слишком много нежелательных параллелей между тем, что осталось в прошлом, и тем, что происходит сегодня. Опять несменяемость власти. Снова ее вертикаль и три грации в роли институций. На самой вершине пирамиды Дракон (верховный распорядитель), ниже Бургомистр (премьер), рядом первые ученики (телепублицисты), вокруг — лучшие люди (доверенные лица), на дне — подданные (бюджетники).

И свой Ланцелот объявился; его настоящее имя не подлежит оглашению, хотя оно всем известно. У него проблема: Верховный под разными предлогами отказался принять его вызов на поединок. Но это еще куда ни шло. Дело в том, что в стране никто и не пожелал дуэли незваного рыцаря с Драконом, кроме кота Машеньки, который хотел бы, развалившись на диване перед очагом (телевизором), помечтать о невозможной, немыслимой победе Ланцелота.

Остальное население рассуждает примерно так же, как архивариус Шарлемань: драконовские поборы, конечно, обременительны, жалко дочерей и сыновей, гибнущих кто на войне, кто от неизлечимых болезней, но, с другой стороны, пока этот Дракон с нами, никакой заокеанский дракон не посмеет к нам сунуться.

Шарлемань, может быть, и готов усомниться в наличии иностранных агрессоров, но тут первые ученики с федеральных каналов, типа Соловьева, Киселева, Норкина, внушили ему, что «единственный способ избавиться от западноевропейских драконов — это иметь своего собственного».

Сегодня «бюджетники», «первые ученики» и «лучшие люди» окончательно сообразили, что без дракона в этой стране в принципе не обойтись

Собственный и вправду, как рубашка, ближе к телу. Он привычнее, понятнее. Извините, человечнее. Может одним пальцем выстучать на рояле чижика-пыжика. Может анекдот рассказать. Может прикинуться цивильным и почти единственным европейцем среди нас, скифов.

Древний Ланцелот, по собственному признанию, был трижды смертельно ранен — как раз теми, кого он спасал. Его и в четвертый раз едва не погубила девушка Эльза, ради спасения которой, по преимуществу, он и вызвал на смертный бой огнедышащего ящера.

Современному Ланцелоту, имя которого по-прежнему не смею произнести, хотя оно у всех на устах, тяжелый урон нанесла идейно близкая ему девушка Ксения. И такое впечатление, если судить по их словесной перепалке в прямом эфире после победы Дра-дра на необычайно демократичных выборах, не простит никогда.

Но дело уже и не в Ланцелоте, имя которого, сделаем вид, что нам неизвестно, и не в Драконе, фамилию которого небезопасно произносить всуе.

Просто только что состоявшиеся небывало демократичные выборы переозвучили и в какой-то степени переосмыслили великую пьесу Шварца.

Драматург, сочиняя ее в 1944 году, вдохновлялся азиатской легендой о драконе: тот, кто его побеждал, сам становился драконом. Но поскольку была близка победа над фашизмом, мораль сказки автор несколько переформулировал: чтобы окончательно убить дракона, надо бы и в себе убить дракона. На той же позиции настаивала и экранизация Марка Захарова.

Сегодня «бюджетники», «первые ученики» и «лучшие люди» окончательно сообразили, что без дракона в этой стране в принципе не обойтись. Хоть из православных, хоть из иноверцев… Потому что «дракон» — это не человек и не чудище о трех головах. «Дракон» — это Должность. Если угодно, Обязанность… быть драконом.

Нынче мы воспитываем и лелеем драконов в себе

Смотрим результаты небывало демократичных выборов. Весь пьедестал занят драконами. Шарлемани остались в зоне статистической погрешности. Ланцелот оказался вне игры в самых демократичных выборах на планете Земля.  

Для либеральной общественности Шварц оставил возможность иного исхода:

«Музыкальных дел мастер. Я в своей камере вылепил скрипку из черного хлеба и сплел из паутины струны. Невесело играет моя скрипка и тихо, но вы сами в этом виноваты. Идите под нашу музыку туда, откуда нет возврата».

Шварцевский Ланцелот отверг это предложение, оставшись в стране и понимая, что работа предстоит мелкая. Хуже вышивания.

В фильме Ланцелот, победив Дракона и оставшись наедине с народом, впадает в отчаяние: «Вы — не люди! Вы бараны! Стадо скотов!» Архивариус его успокаивает: «Зима будет долгой. Надо приготовиться».

Не приготовились.

Нынче мы воспитываем и лелеем драконов в себе.

Зима оказалась долгой. Более долгой, чем представлялось в конце минувшего века. И, что самое противное, конца ей не видно.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Почему ставшие успешными за границей русские могут вызывать не гордость, а чувство враждебности? И зависит ли патриотизм от географии?
Женщины, которых украли мужчины или которые вышли замуж по настоянию родных, рассказали «Снобу» об уговорах и угрозах

Новости партнеров

Маша Слоним размышляет о тонкой грани между патриотами и предателями