В 2012 году в Свердловскую область пришел губернатор-назначенец из Тюмени Евгений Куйвашев. По своему интеллектуальному уровню он не соответствует интеллектуальному уровню Екатеринбурга.
Екатеринбург — родина российской технической интеллигенции. У этого города есть планка. Но Куйвашев решил, что горожане не могут выбрать себе хорошего мэра, что он, приезжий из Тюмени, сам поставит нам кого-нибудь «хорошего».
В законопроекте, отменяющем прямые выборы главы Екатеринбурга, нет ни слова о том, почему это вдруг городу нужны такие перемены. И правда, с чего бы?
Екатеринбург — один из лучших городов в стране. Он однозначно лучший из всех миллионников по всем показателям. И система выборов главы города себя оправдала — эта традиция существует в Екатеринбурге с 1766 года.
Почему нужны выборы? Особенно четко это сейчас видно на примере главы Кемерово. Те, кого избирали, отвечают перед теми, кто их избирал, а те, кого назначали, — только перед теми, кто их назначал. У кого Тулеев в первую очередь попросил прощения?
Только городская власть может гасить негативные тренды, идущие от федералов
В стране осталось очень мало городов, где жители сами решают, кто будет мэром. Москва и Санкт-Петербург — субъекты, то есть по факту их мэры — губернаторы городов. И остались Новосибирск, Томск, Екатеринбург, Нижний Тагил, да еще пара некрупных городов. Эта ситуация противоречит хартии местного самоуправления, некоторым положениям Конституции и здравому смыслу. Губернаторы даже не понимают, что основной институт местного самоуправления — это выборный глава города.
Городскую власть вообще нельзя встраивать в федеральную вертикаль. Потому что только она может гасить негативные тренды, идущие от федералов, и даже нивелировать негативные мировые тренды. Мало того, когда есть выборный глава города, он имеет свой голос, он всегда будет услышан и при нем у города есть возможность сохранять лицо. В частности, 27 марта рано утром уже было понятно, что надо объявлять траур по погибшим в Кемеровe. Все назначенные ждали, что скажет начальник, я же просто с утра прислушался к себе: люди за меня голосовали, и я понимаю, чего они от меня ждут. Так что первым делом с утра Екатеринбург объявил траур. Я мог это себе позволить: я отвечаю перед людьми, а не перед начальником.
Поэтому 2 апреля в 19.00 мы выходим на митинг за сохранение прямых выборов главы города. И место у нас очень символическое — площадь Обороны.