Все новости
Редакционный материал

Как везли «Бук». Опубликованы результаты расследования крушения «Боинга» под Донецком

Международная следственная группа пришла к выводу, что комплекс «Бук», из которого сбили гражданский «Боинг» под Донецком 17 июля 2014 года, принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде ПВО, расположенной под Курском. Ранее к такому же выводу пришли члены исследовательской группы Bellingcat. На основе этих данных «Сноб» рассказывает, как российский «Бук» добрался до точки запуска ракеты с территории ДНР и вернулся обратно
25 мая 2018 10:09
Главный прокурор Фред Вестербеке выступает рядом с частью ракеты БУК, которая была выпущена во время полета MH17 авиакомпании Malaysia Airlines Фото: Robin van Lonkhuijsen/ANP/AFP

Путь «Бука»

«Привет, Игорь, еще не забыл Зубра?» — писал в конце апреля 2014 года человек под псевдонимом Зубр, он же Карахан, он же Хмурый, тогдашнему главе ДНР Игорю Стрелкову. Хмурый — ветеран Афганистана и сотрудник ГРУ в отставке Сергей Дубинский. Он живет в поселке под Ростовом и считается руководителем операции по транспортировке «Бука», который в 2014 году сбил малайзийский «Боинг». Предположительно, его голос на перехваченной записи просит отправить «штучку» в Первомайский. Именно оттуда, считают следователи, был сбит самолет. Сам Дубинский все отрицает. Его и еще сто человек, полные имена которых не раскрываются, следователи из Нидерландов считают причастными к транспортировке «Бука» и атаке на гражданский самолет.

23 июня конвой из 45 машин, включая 6 комплексов «Бук» на тягачах, покинул территорию 53-й зенитно-ракетной бригады, расположенной под Курском, и отправился в сторону военного аэродрома Миллерово, который находится неподалеку от границы с территорией Украины, контролируемой ДНР.

В течение двух дней тягач с установкой «Бук» с номером 332 ехал в составе колонны в обход трассы М-4. Согласно данным Bellingcat, его замечают в населенных пунктах Старый Оскол, Алексеевка и Россошь; далее в районе Богучара колонна поворачивает на трассу М-4 и добирается до Миллерово 25 июля.

Фото: Bellingcat

Спустя три недели, в ночь на 17 июля «Бук» уже на другом тягаче перевозят из Миллерово до российского Донецка. Границу с Украиной он пересекает не позднее 4 часов утра в районе населенных пунктов Северный / Верхняя Ореховка по полю.

Около 8 часов утра «Бук» замечают уже возле Енакиево. Согласно перехваченным переговорам военных ДНР, установка перешла через «полоску», то есть через границу, на тягаче, после чего ее переместили «на трал» и отправили дальше «своим ходом». Под «тралом» имеется в виду грузовик донецкой компании ОАО «Строймеханизация» марки «Вольво», именно он везет установку. Его сопровождает черный «Фольксваген» и УАЗ камуфляжного цвета.

На некоторое время конвой останавливается в украинском Донецке — это самая западная точка нахождения «Бука», затем он снова едет на восток — примерно в 11 часов утра конвой выезжает в город Торез. В соседнем с Торезом поселке Снежный «Бук» выгрузили с тягача возле магазина «Фуршет», далее «Бук» своим ходом едет в поле в нескольких километрах от поселка Первомайский.

Фото: Bellingcat

Атака

За полтора месяца, предшествующих катастрофе, Украина потеряла в небе над Донбассом как минимум 15 самолетов. За три дня до крушения «Боинга» упал украинский военно-транспортный самолет «Ан-26», за сутки — два штурмовика «Су-25».

Полеты ниже 9750 метров над территорией боевых действий были запрещены Украиной 1 июля; эшелон FL330 на высоте 10 050 метров был самым нижним, полеты на котором разрешались. «Боинг» «Малайзийских авиалиний» с 298 пассажирами на борту вылетел из Амстердама в Куала-Лумпур в 14:31 по Москве. За двадцать минут до катастрофы экипаж отклоняется от курса на 37 километров к северу из-за плохих погодных условий. За минуту до атаки украинский диспетчер передает рейс под российский контроль. Самолет летит на эшелоне FL330.

«С неба падали люди. Летели с раскинутыми руками и ногами. Падали прямо на землю», — рассказывали местные жители, которые найдут в собственных дворах 40 трупов.

— Только что сбили самолет, группа Минера, за Енакиево упал, — говорит человек, чей голос похож на командира «отряда Безлера» Игоря Безлера.

— Понял, ***, — отвечает ему человек, чей голос похож на полковника ГРУ Василия Геранина.

После этого идет вторая беседа, где двое неизвестных обсуждают, что «борт был гражданский» и «двухсотых очень много». Третья беседа — неизвестного и, предположительно, казачьего атамана Николая Козицына. «По телевизору передают, что АН-26, украинский транспортник. Но на нем написано "Малайзийские авиалинии". Что он делал на территории Украины?» — говорит неизвестный. «Значит завозили шпионов. Не *** летать, сейчас война идет», — резюмирует человек с голосом Козицына.

Фото: Maxim Zmeyev/Reuters

После атаки

«Бук», согласно анализу телекоммуникационных данных, отправился обратно сразу после пуска ракеты в сторону поселка Снежный, затем добрался до населенного пункта Красный Луч и через село Дебальцево приехал в Луганск. Рано утром, 18 июля 2014 года, грузовик «Вольво», который перевозил «Бук», был зафиксирован камерой наблюдения в Луганске. На записи видно, что «Бук» едет в сторону России с тремя ракетами вместо четырех.

По заявлениям СБУ, им удалось перехватить телефонный разговор, который состоялся утром в день вывоза боевой установки. Голоса принадлежат неустановленным ополченцам ДНР: 

— Все, машина ушла туда, куда надо, и дошла нормально, все. Там просто начались непонятные звонки еще от десяти человек.

— От каких десяти?

— Ну, на его (водителя) номер стали звонить разные люди и представляться. Потом, говорит, сам Стрелков (Игорь Стрелков — бывший главнокомандующий самопровозглашенной Донецкой народной республики. — Прим. ред.) начал звонить. И он взял и выключил телефон. И мы не знаем, где машина вообще.

Гуманитарная миссия ОБСЕ добиралась до тел и обломков два дня: 18 и 19 июля вооруженные люди не допускали спасателей к обломкам. «Самолет лежит между двумя фронтами, — объяснял журналистам вице-премьер ДНР Александр Пургин. — Мы пытаемся не дать украинским военным открыть огонь по наблюдателям ОБСЕ. Мы доводим их до линии, куда может достать крупнокалиберный пулемет. Далее их можем, конечно, отпустить, но тогда мы будем обвинены в том, что не обеспечивали их безопасность».

Спасатели получили полный доступ к обломкам 20 июля. Они фотографировали тела и убирали их в мешки для транспортировки. Затем трупы, по заверению тогдашнего премьер-министра ДНР Александра Бородая, «с максимальной корректностью» погрузили в пять рефрижераторных вагонов на железнодорожной станции Торез.

«Этой трагедии не произошло бы, если бы на этой земле был мир, не были бы возобновлены боевые действия на юго-востоке Украины», — принес Владимир Путин свои соболезнования руководству Малайзии.

«Бук» к тому моменту был в России уже несколько часов.

Подготовил Игорь Залюбовин

Читайте также
Маша Слоним
Почему российский олигарх не получает британское гражданство, хотя давно мог бы это сделать
Какой продукт вдохновляет музыкантов на выбор псевдонима? Что за рэп-группа раньше называлась «Психолирик»? Каким образом события Первой мировой войны связаны с британской музыкой?
Бывший буддийский монах и основатель приложения Headspace — о том, как медитируют в России и сколько нужно времени, чтобы почувствовать эффект от практики самосозерцания