Колонка

Ненаучный отбор. Чем современное образование не нравится государству

22 июня 2018 10:34

Пора честно сказать, что разгромом российской высшей школы занимаются спецслужбы — по заветам отцов, мечтая о полномочиях, которые были у чекистов

Забрать себе

В России есть тысячи вузов, дающие своим студентам не знания и не страсть к науке, а лишь корочки дипломов государственного образца. Особенно в социальных и гуманитарных науках: тут сымитировать ученость проще, чем в естественных и точных дисциплинах. Казалось бы, из этого следует, что нам нужна сильная служба надзора в сфере образования, которая постепенно остановит «фабрики дипломов», только прикидывающиеся университетами. Госсредства, выделяемые на высшее образование, не будут тогда распыляться между массой ВУЗов, являющихся университетами лишь по названию, и высшая школа, наконец, расцветет.

В конце 2000-х — начале 2010-х годов такой «сильной руки» в образовании не было, и мечтали о ней даже весьма прогрессивные ученые, имевшие влияние на тогдашнее Минобразования и надеявшиеся с ее помощью сделать «прополку» высшей школы. Выстраивать мощные контрольно-надзорные органы мы можем и любим. За последнее десятилетие инструмент, который мог бы просеять высшее образование, появился. Называется только неблагозвучно — Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. В 1990-х многие привыкли, что образование и наука — территория свободы, а надзор — это, скорее, в местах лишения свободы. Но надзор так надзор — может, в бюрократическом русском других слов не нашлось.

Результаты печальны. Главный позитив — уменьшение потока «липовых» диссертаций, закрытие некоторых из диссоветов, где их изготавливали, и лишение степеней авторов-двоечников, свои диссертации списавших, достигнут в основном благодаря активности энтузиастов из «Диссернета». Чиновники тут больше мешали, чем помогали. Число «липовых» ВУЗов ощутимо не сократилось.

Остальные результаты: завершен многолетний разгром РГГУ; прекращена образовательная деятельность Европейского университета в Санкт-Петербурге; отозвана аккредитация у «Шанинки» — Московской высшей школы социальных и экономических наук.

И главное, создана бюрократическая система надзора за высшим образованием, позволяющая закрыть любой ВУЗ, включая НИУ ВШЭ и МГУ, за несоответствие тысячам мелких формальных требований, которым теперь должно удовлетворять высшее образование. А вся деятельность высшей школы теперь подчинена бюрократии: пакет документов, за которым надзирает Рособрнадзор, превышает все мыслимые пределы. Вузовские преподаватели, кафедры, факультеты, бакалаврские и магистерские программы тоннами заготавливают абсолютно бессмысленную документацию.

Фото: Frédéric Soltan/Corbis via Getty Images

О качестве образования она судить не позволяет совсем. Функция контроля другая. Если у вас выпечкой хлеба занимается сто пекарен, и каждая булочка (вместе с процессом их выпекания) должна соответствовать тысяче критериев, то в любой момент можно закрыть любую пекарню. Производить документацию становится сложнее, чем печь хлеб. А закрытие пекарен в итоге мотивируется не качеством выпекаемых ими булочек, а совсем другими вещами. Например, тем, что кому-то нужно занятое пекарней помещение, недобросовестной конкуренцией других пекарен или тем, что владелец пекарни отказался давать взятку соответствующему чиновнику. И еще обязательно тем, что владелец другой пекарни — иностранный шпион, и булочки печет по французскому рецепту.

Рособрнадзор, создавший систему надзора, делающую невыносимой жизнь университетских преподавателей, исследователей и менеджеров, и планомерно изничтожающий лучшие вузы страны, должен быть ликвидирован вместе со всей созданной им системой контроля. Об этом я уже писал, когда закрывали ЕУСПб. Почему работа Рособрнадзора не имеет ни малейшего отношения к реальному качеству образования, подробно проанализировано здесь. В менее научной форме примерно те же выводы можно прочитать в интервью Кирилла Титаева из Института проблем правоприменения ЕУСПб, одного из лучших исследователей работы надзорных органов.

Но у правительства совершенно другие планы. Оно собирается не отменить надзор в образовании, а дать Рособрнадзору еще и право проверять научные организации.

Университетская и, шире, научная автономия — одно из важнейших достижений в развитии человеческого мышления. В России с нею покончено. Это стало понятно, еще когда один из лучших российских экономистов Сергей Гуриев был вынужден оставить РЭШ и страну. Образовательный надзор — только малая пешка в движении России от мягкой к более жесткой форме авторитаризма. Спецслужбам совершенно не нужны университеты и экспертные организации — рассадник вольнодумства. Не нужна наука как творчество и увлечение.

История с ЕУ СПб и начало атаки на Шанинку спустя четверть века будет вспоминаться примерно как «философский пароход», отчаливший из России в 1922 году

Какая там социально-гуманитарная экспертиза в «Шанинке»? У нас другая экспертиза — это когда нанятый следственными органами эксперт пишет, что историк Юрий Дмитриев занимался детской порнографией. Пора честно сказать, что разгромом российской высшей школы занимаются спецслужбы. По заветам отцов, мечтая о полномочиях, которые были у чекистов, закрывавших в СССР генетику и молекулярную биологию. С одной только оговоркой: с тех пор спецслужбы хорошо запомнили, что, наводя в науке идеологический порядок, нужно не слишком увлекаться. Иначе танки не будут стрелять, а ракеты — взлетать. Эту часть науки можно оставить. А вот от социальных и гуманитарных — один вред. Особенно когда университеты кооперируются с западными и делают науку, а не занимаются имитацией.

История ЕУСПб и начало атаки на «Шанинку», ведущий университет в области социологии, политической науки и философии, исследований памяти, истории советской цивилизации, в анализе культурных и средовых практик (включая урбанистику и жизнь на селе) и многих других областях, спустя четверть века будут вспоминаться примерно как «философский пароход», отчаливший из России в 1922 году, как разгром генетики или закрытие театра Мейерхольда.
Пока «Шанинка» может продолжать работать — она «всего лишь» лишена права выдавать дипломы гособразца (по факту — на 2 учебных года). Но, учитывая гигантский список мелких нарушений, найденных инспекторами в «Шанинке», опасаюсь, что отзыв у нее лицензии — это вопрос времени. Или вопрос «сговорчивости» руководства образовательной организации и ее покровителей в РАНХиГС (само содружество госакадемии и негосударственной «Шанинки» должно вызывать у спецслужбистов, приставленных к образованию, зубовный скрежет).

Хорошего прогноза тут, увы, нет. Свободу научного исследования и преподавания будут и дальше изгонять из университетов. В одних случаях — за счет отзыва лицензии. В других — за счет замены неугодных исследователей и преподавателей. Рособр, например, указывает «Шанинке», что завкафедрой теоретической социологии и эпистемологии Виктор Вахштайн не удовлетворяет формальным квалификационным требованиям к этой должности. Но кто такой Рособр, чтобы говорить, что Вахштайн, один из ведущих российских социологов, не удовлетворяет каким-то формальным требованиям? Вопрос риторический.

2010-е годы оказались крайне тяжелым временем для российской науки и образования. И ситуация только ухудшается. Пожелаем «Шанинке» и ее друзьям мужества — пережить это время, не останавливая ни научную, ни образовательную деятельность. Не уверен, что это возможно в нынешней регулятивной среде, но ведь пожелания — на то и пожелания, чтобы желать несбыточного. Нынешняя «Шанинка» в нынешней России, как и ЕУСПб, — это маленькое чудо. Чтобы чудеса в стране продолжались, нужно много мужества.

0 комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти Зарегистрироваться

Новости наших партнеров