Все новости

Колонка

Право на трындеж. Почему все поединки Михалкова с «Ельцин-центром» завершаются вничью

24 Июля 2018 11:25

Ушедшие вожди России образуют грандиозную пирамиду, которую увенчивает Путин. В этом смысле «Ельцин-центр» полезен государству, но всегда полезно и похулить олицетворяющего свободу Ельцина

Что происходит?

Режиссер Никита Михалков выступил против «Ельцин-центра». В своей программе на канале «Россия-24» режиссер обвинил музей Ельцина в разрушении усадьбы Долгорукова — Бобринских в центре Москвы, где должен открыться филиал музея Ельцина.

У Никиты Сергеевича опять проблемы с Борисом Николаевичем, причем нешуточные. Мало того что он уличен в некрасивом поступке, а именно «в занятии журналистикой». Ему еще пригрозили «повесткой в суд по делу о клевете».

Отчасти, быть может, виноват он сам. Действительно, стоило ли, не вполне разобравшись в происходящем, всей мощью своего публицистического дарования обрушиваться на музейных работников? Обвиняя их в том, что они намерены захватить в Москве бывшую усадьбу Долгорукова — Бобринских, после чего здание «будет фактически уничтожено». Надо ли было, распаляясь, горько оплакивать бывших владельцев усадьбы и утверждать, что теперь «в их дом въедут люди, которые развалили армию, которые участвовали в обнищании народа, в разрушении производств, в продаже всего за копейки иностранному капиталу...»?

Дело в том, что когда так распаляешься, то можешь договориться бог весть до чего. Дескать, «Ельцин-центр» в «Доме Бобринских» — это как «стриптиз-бар в храме Христа Спасителя». Метафора яркая, но вызывающая неприятные аллюзии. Или мало у нас церковь ругают?

Если бы адресатом письма «Ельцин-центра» был человек рангом пониже Михалкова, то за его судьбу следовало бы побеспокоиться

С другой стороны, нельзя не порадоваться за артиста Михалкова. Мы знаем его как человека последовательного, целеустремленного, азартного и злопамятного, и эти свои лучшие качества он снова нам продемонстрировал, выступая в авторской программе «Бесогон». Ибо счеты у него с «Ельцин-центром» давние, и со вдовой первого российского президента он уже состоял в переписке, и в музей наведывался, чтобы удостовериться в своей правоте, — и вот опять не утерпел.

Вдохновившись героическими победами и поражениями нашей сборной на чемпионате мира по футболу и сурово осудив злопыхателей, Никита Сергеевич плавно перешел к историческому сюжету. Тут и выяснилось, какие люди раньше населяли усадьбу, сахарозаводчики да строители железных дорог, и кому ее нынче передают: от созидателей — разрушителям. Про футбол и врагов, не умеющих болеть за нашу Родину и желающих ей погибели, — это была завязка. Кульминация наступила, когда режиссер буквально на наших глазах соорудил драматургически безупречную пьесу, по ходу которой Борис Ельцин развалил великую страну, а дочь его Татьяна доламывает знаменитую усадьбу, и в финале для пущего эффекта и окончательного катарсиса ведущий «Бесогона» приколотил к храму табличку «стриптиз-бар».

В пресс-релизе «Ельцин-центра», этой своеобразной рецензии на увиденный спектакль, о «Доме Бобринских» и о Никите Сергеевиче сказано немало горьких слов. О том, как «в течение десятилетий» усадьбу «эксплуатировали различные ведомства и организации, которые не заботились о его сохранности» и фактически разрушили дом. О том, что заботу о его переустройстве «взяло на себя Управление делами Президента РФ», что должно было произвести особое впечатление на знаменитого патриота: мол, на кого руку поднимаете, товарищ? Короче, доносит нам и высшему начальству Татьяна Борисовна про Никиту Сергеевича, «в очередной раз вместо проверенных фактов и аргументированных оценок телезритель получил фирменную михалковскую смесь из демагогии и прямого вранья». Ну и под занавес — насчет того, что большой наш художник увлекся журналистикой, не освоив даже азы этой профессии, которая «требует как минимум изучения и проверки фактов», и про повестку в суд, если Михалков не уймется.

Фото: Wojtek Laski/Getty Images

В общем, довольно убедительный получился ответ. Весьма основательный и одновременно угрожающий. И если бы адресатом его был какой-нибудь другой человек, рангом пониже автора великого фильма о великой войне, то за его судьбу следовало бы слегка побеспокоиться. Однако за Никиту Сергеевича мы, пожалуй, беспокоиться не будем. Впрочем, и за «Ельцин-центр» тоже.

Все эти дискуссии по поводу Ельцина, как мы могли заметить, всегда кончаются вничью, и причина понятна: силы равны. С одной стороны, эпоха Путина являет собой прямое отрицание предыдущей эпохи, потому и Михалков, и многочисленные его единомышленники могут совершенно безнаказанно оскорблять память покойного президента. В том числе и бывшие его холуи, и доверенные лица. Это не возбраняется, даже приветствуется, но в разумных пределах. С другой стороны, одним из важнейших слов в лексиконе нынешней власти является слово «легитимность». Для Владимира Владимировича и его соратников, среди которых, кстати, еще остались люди из ельцинского окружения, важно осознание и распространение в массах того весьма существенного факта, что он, второй президент России, не какой-то мутный начальник, порождение чекистской спецоперации в Кремле («внедрение прошло успешно»), но законно избранный Ельциным и народом наследник.

Так связуются столетия, и князь Владимир Святославович на Боровицкой площади сквозь века протягивает руку Владимиру Владимировичу, и вся история российская предстает событием цельным, и ушедшие вожди образуют некую грандиозную пирамиду, которую увенчивает Путин. В этом смысле и «Ельцин-центр» полезен, однако полезна и хула на президента, олицетворяющего российскую свободу. Все-таки он сильно выламывается из того царственного ряда, где консерваторов и прямых палачей в избытке, а реформаторов раз-два и обчелся.

Так что можно не волноваться ни за Ельцина, ни за Михалкова. Если конфликт режиссера с музеем вдруг дойдет до суда, то Никита Сергеевич этот суд непременно выиграет. В конце концов свободу слова, заповеданную последним советским и первым российским президентами, у нас никто не отменял, и попробуй докажи, что художник намеренно оклеветал политика, а не воспользовался своим законным, неотъемлемым, освященным Конституцией правом на трындеж. Однако проблему, связанную с существованием и активным функционированием ненавистного подрывного центра, Михалкову решить не удастся, и артист останется безутешен. Что ж, он еще не раз отведет душу, сводя счеты с умершим, и мы не раз еще поразимся широте его души, способной вместить столько всего несовместимого. От любви к Отечеству до стриптиза при громком изъявлении этой любви.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Где кончается свобода прессы и начинается вмешательство в личную жизнь? Ответ на этот вечный вопрос искали в течение месяца в лондонском суде
На саммите в Хельсинки американский президент наконец вдоволь наговорился со своим заокеанским другом, Владимиром Путиным. Но лучше бы им было не встречаться
Режиссер, продюсер и винодел рассказал «Снобу» о том, будет ли революция, почему айфон еще не делает вас режиссером и какие фильмы стоит пересмотреть