Дудь альтернативный

Редакционный материал

«Сноб» продолжает рассказывать о номинантах премии «Сделано в России — 2018». Видеоблогер Юрий Дудь вошел в шорт-лист номинации «Медиа» за создание документальных проектов «Балабанов. Гениальный русский режиссер» и «Сергей Бодров — главный русский супергерой»

10 Сентябрь 2018 14:07

Забрать себе

Юрий Дудь, получивший приз в номинации «Лицо с экрана», на церемонии вручения премии «Человек года» журнала GQ

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Беседы видеоблогера Юрия Дудя с известными медиаперсонажами — это не совсем «интервью». Это чаще всего дуэли. На спортивный поединок, прежде всего, настроен сам интервьюер. Об этом предупреждает и шуточно агрессивное заглавие его программы — «вДудь».

Интересанты

Общение с этим жестким, колючим парнем, для которого, похоже, нет ничего святого, для звездных гостей — зона риска. Особенно для статусных, таких как Познер и Венедиктов. Еще для политиков вроде Навального и Собчак.

Они рискуют имиджем, но не считают возможным уклоняться от вызова судьбы, коя им чудится в фигуре Дудя с его ядерным электоратом. В той или иной степени они заинтересованы в расширении круга своих сторонников и оправдании в их глазах своего общепризнанного реноме.    

Как ни странно, в этой же фигуре заинтересованы и лидеры подростковой субкультуры, к примеру, 20-летний Face, от которого, как свидетельствует Дудь, «фанатеют» толпы стремительно созревающих мальчишек и девчонок от 12 до 15 лет и которому наплевать, что о нем могут подумать мастера культуры вкупе с гроссмейстерами политпропаганды. Тот же Face понимает, что не всю жизнь ему оставаться молодым человеком с сознанием сексуально озабоченной подростковой биомассы. Для него аудиенция с Дудем — что-то вроде сдачи гуманитарного ЕГЭ. Потому он сдержанно нагл. Экзаменатор сдержанно снисходителен. А сдал или не сдал выпускник ПТУ экзамен на взрослую жизнь в шоу-бизнесе, судить зрителю.

Из прочих интересантов в дуэли с Дудем следует отметить тех, кто принимает вызов по большей части из спортивного интереса. Из желания поиграть своими интеллектуальными мускулами и просто заняться телефитнесом с претензией на журналистский или политический бодибилдинг. Самыми, пожалуй, характерными в этом отношении соперниками Дудя можно счесть Доренко, Невзорова, да и Лимонова к ним в придачу. В этом случае экзаменаторами себя чувствуют именно они. Роль экзаменуемого заранее отведена заносчивому «мальчику», самонадеянно вступившему на героически пройденный ими путь. 

О «мальчике»

Вообще-то он уже не мальчик. Ему слегка за 30. Он — муж в прямом смысле. В переносном кажется юнцом. Другое дело, что он рано стал профессионалом — прежде, чем получил диплом об окончании факультета журналистики. В 11 лет начал печататься. В 14 — публиковался в «Известиях», а с 16 — оказался в штате газеты. Его, стало быть, можно считать вундеркиндом в этой непростой сфере деятельности. А дальше он пробует себя в радиоэфире и, наконец, вступает на скользкий путь телевизионного творчества со спортивным уклоном. По разным и не зависящим от него причинам работа на госканалах («Россия 1» и «Матч ТВ») не сложилась.

Зато все сложилось на видеоканале на YouTube, где Дудь запустил в феврале 2017 года свое шоу. Успех был сразу и оглушительный, показательной приметой его стало приглашение Дудя в один из выпусков «Вечернего Урганта».

Произошло это спустя восемь месяцев после старта шоу Дудя, которое набрало к тому моменту, если Ургант не соврал, более 100 миллионов просмотров. Это было удивительно в принципе, неприятно для госканалов, избавившихся от услуг Юрия, чуть-чуть огорчительно для Первого канала и лично для Урганта, поскольку в ту пору наш герой не прошел на роль штатного спортивного комментатора. Зато теперь Юрий в студии популярного шоу, в потрепанных джинсах и в юношеской курточке, рядом с респектабельным Иваном в темном костюме почувствовал себя триумфатором. К слову, вполне заслуженно.

Предпосылку его успеха обозначил он сам: «Телек в России окончательно умер, а людей, у которых есть мозги, еще очень, очень много». Есть еще такой носитель, как YouTube, посредством которого зритель потребляет контент, минуя ТВ.

Но главное слагаемое его успеха — он сам, Юрий Дудь. Точнее, его образ. Образ отверженного молодого человека, такого парвеню, готового фехтовать с каждым, кто представляет для него интерес, неважно чем: стратегией ли успеха, крутыми ли виражами карьеры, политическими ли его пристрастиями, темными ли пятнами его биографии и так далее.

Задиристость — его подруга. А его оружие — риторическая рапира с остро заточенными наконечниками вопросов. Иногда отравленными ядом видеоцитаты. Как, скажем, в случае с Доренко, когда вопрос о его антипутинском высказывании на Майдане Дудь сопроводил соответствующей видеозаписью. Доренко был ранен, но не смертельно. В конце концов, признался он, Путин ведь его простил, и теперь при встрече в знак благосклонности к своему недоброжелателю президент гладит живот остепенившегося гладиатора.

Дуэли

Надо признать, что приглашенные на поединок медиазвезды являются к барьеру, как правило, не беспомощными. Их оружие — их медийные образы. Тот же Доренко пришел во «вДудь» в броне своей брутальности со шлейфом воспоминаний о своей уникальности. А ушел, волоча за собой сильно увядшую брутальность со шлейфом полинявшей славы меткого телеснайпера.

Эдуард Лимонов пришел на программу, настаивая, что он — гений, равный Пушкину, Жене и Горькому, а Ксения Собчак — «дура набитая», пытавшаяся лестью расположить его к себе, но погнушавшаяся поцеловать его башмак.

Его мания величия и есть бронежилет, с которым он, видимо, никогда не расстается. И обещал не расставаться даже после смерти. День его кончины, уверен Лимонов, будет объявлен днем национального траура, и уже пора подумать о месте и способе захоронения себя, любимого.

Кто-то тем не менее считает, что поединок Дудя с Лимоновым закончился в пользу последнего. Возможно, такое впечатление сложилось, поскольку самомнение этого литератора столь велико и непоколебимо, что сам диалог с ним в какой-либо форме был бесперспективным. Да, в сущности, и не нужным: он сам забивал себе голы.

По мне так Дудь добился от своего визави признания некоторых важных его позиций. Лимонов не стал возражать против того, чтобы его называли фашистом и нацистом, поскольку он «на недосягаемом уровне». Булгакова он назвал «говном». И дал понять, что Ельцина считает ничтожеством, а Гитлера — великим человеком. И что революция — не средство, а цель, оправдывающая сие средство.

Что еще надо знать о писателе земли русской Эдуарде Лимонове, вывернувшемся наизнанку в жестком поединке с пристрастным читателем Юрием Дудем?

Дуэты

В репертуаре Дудя нередко попадаются дуэли, которые было бы правильнее назвать «дуэтами». Но и они не менее эмоциональны, нежели те, о которых здесь уже была речь. Его дуэт со Шнуром, несмотря на забойную матерщину с обеих сторон, оказался еще и содержательным. Они совпали во мнении о «телеке», который перестал быть просто местом несвободы, но стал еще и ее инструментом. Обмен мнениями подытожил Шнур: «Зачем нужен Первый канал, когда есть YouTube?»

Тема оппозиции федеральному ТВ — едва ли не самая содержательная в проекте «вДудь». Она по большей части обозначается пунктирно в его уже многочисленных «дуэлях», но вот в дуэте с Леонидом Парфеновым рассмотрена с особо углубленным интересом.

И понятно почему. Проблемы, с которыми столкнулся Юрий Дудь, работая на госканалах, несколько раньше явились причиной разрыва с ними и для его старшего коллеги. Младший интересуется деталями и подробностями бракоразводного процесса. Старший делится ощущением счастья свободы от штатной работы на ТВ: «Я десять лет не работаю нигде, и я никогда не работал все это время так много». Младший мог бы сказать то же самое. Им обоим хорошо. Главное, интересно. Настолько, что обходятся без нецензурщины. Более того, Юра попросил у Лени прощения за вырвавшееся у него слово «патетика».

А все-таки тема «телека» их не отпускает.

Не отпускает тема несвободной, кем-то оккупированной территории. (На которой, кстати, возможны «партизанские» акции свободных мастеров.) Как не сразу отпускает она тех, кто эмигрировал из страны. И Дудь, и Парфенов, наверное, освоив космос Интернета, имея по собственному видеоканалу, все равно себя чувствуют внутренними эмигрантами в виртуальном пространстве России. И есть еще одно тревожное чувство. Его выразил опять же Леонид Парфенов: «Сужается стандарт лояльности». В том числе и для тех, кто не брал и не берет денег у государства.

Встречу Дудя с Парфеновым можно квалифицировать как встречу в верхах двух постсоветских поколений. Относительно недавно мы могли наблюдать дружелюбные отношения Парфенова с Познером, задокументированные в фильме «Ведущий». Тоже ведь была встреча в верхах.

Есть во всем этом своя драматургия. Каждый из них отметился строительством мостов. Познер — видеомостами между континентами (СССР и США). Парфенов — между советской эстрадой и постсоветским шоу-бизнесом («Песни о главном»). Дудь пытается наладить коммуникации между менталитетами множественных субкультур и преодолеть, хотя бы виртуально, разрывы между поколениями дедов и внуков. Задача дико сложная в условиях страшной атомизированности общества и пресса со стороны государства.

Вот почему мне кажется, что проект «вДудь», альтернативный по отношению к официозному телевещанию, столь актуален.

Сам Дудь только с виду воспринимается как легкомысленный грубиян, матерщинник, пренебрегающий всеми правилами приличия, нарушающий все известные моральные табу. Те, кто хотел бы убедиться в обратном, в том, что у него есть святое и даже священное, могут посмотреть его документальные работы о режиссере Алексее Балабанове и о режиссере и актере Сергее Бодрове-младшем. В зеркале обоих фильмов нетрудно разглядеть черты характера и свойства души их автора — Юрия Дудя.

Новости партнеров

0 комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти Зарегистрироваться