Все новости
Колонка

ТЭФИ-2018: победители и побежденные

8 Октября 2018 18:57
Последняя церемония ТЭФИ запомнилась весьма занятными эпизодами, подчас выглядевшими настоящей политической фрондой со стороны телесообщества перед лицом казенной пропаганды

Начнем с конца. То есть с самой престижной номинации — «Событие телевизионного сезона».

На победу в ней должен был бы претендовать Владимир Соловьев со своим «Миропорядком», точнее, с миропорядком Путина, у которого автор взял пространное интервью. Но он не оказался даже в списке номинантов. Без награды остались и еще ряд номенклатурных телепроизведений, среди которых особенно обидно за «Открытие Крымского моста». К тому же и самому мосту не повезло: почти одновременно стало известно об обрушении одного из его пролетов.

И не передать, как обидно за «Торжественный парад ко дню Военно-морского флота РФ», где опять же в главных героях — Путин. Чтобы второй раз к этому «торжеству» не возвращаться, скажу, что и в номинации «Телевизионный продюсер сезона» этот продукт Константина Эрнста и Александра Файфмана оказался неоцененным.

Событием же минувшего сезона был назван проект «Гоголь. Начало» (режиссер Егор Баранов). Удача команды сценаристов Тихона Корнева, Кима Белова, Алексея Чупова, Натальи Меркуловой, Алексея Караулова и Филиппа Коняшова действительно примечательна в телевизионном отношении. Смешать «в одном флаконе» столько жанров — детектив, триллер, комедию, драму — и сделать автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки» их героем, да еще решиться пройти испытание кинопрокатом… Авторы решились. Жюри, можно сказать, тоже решилось — отдать Орфея «Гоголю».

Несколько примиряло с церемонией то, что раздача пряников шла в основном по принципу: худшее называлось лучшим

Оно рискнуло и в такой важной номинации, как «Телевизионный продюсер сезона», отличить Николая Картозию, продюсера развлекательно-социальных проектов «Секретный миллионер», «Ревизорро» и прочие, что по совокупности можно было бы расценить как вызывающую политическую фронду со стороны телесообщества перед лицом казенной пропаганды, если бы…

Если бы не прочие решения и сам ход наградного церемониала не свидетельствовали о безнадежной сумятице в умонастроениях телевизионной тусовки.

Парадный ритуал церемонии был разбавлен юмористами Ургантом и Галкиным. И еще для пущего гуманизма — дрессированными детишками, произносившими заученные репризы. Непосредственности зрелищу это не прибавило, только наложило густой слой невыносимой фальши, которой и без того от взрослых, как ведущих, так и награждаемых, было в избытке. И плюс льстивая признательность лауреатов своим начальникам, которая искала адекватное выражение в словах, жестах, улыбках… Но как-то все выходило ненатурально.

Несколько примиряло с церемонией то, что раздача пряников шла в основном по принципу: худшее называлось лучшим.

Иллюстрация: AKG Images / East News

В номинации «Телевизионный художественный сериал» в финал вышли, на мой вкус, не самые сильные претенденты на награду «Демон революции» (Владимир Хотиненко) и «Троцкий» (Александр Котт), оставив за чертой финалистов «Частицу вселенной» (Алена Званцова) — пожалуй, лучшее, что было создано кинематографистами в минувшем сезоне. В столкновении двух историко-революционных сериалов победил «Троцкий», любопытный интерпретацией биографии известного персонажа. По логике авторов, он заслуживал большего уважения и, возможно, в Мавзолее сегодня должен бы лежать вместо Ленина. Просто в 1917 году его современники не разобрались, недооценили. Теперь статуэтка Орфея в какой-то степени может компенсировать историческую несправедливость. К этому Орфею следует еще прибавить парочку статуэток, одна из коих досталась режиссеру сериала Александру Котту, а другая — исполнителю заглавной роли артисту Константину Хабенскому. Это уже похоже на убедительный реванш экранного героя над историческим соперником.

В общественно-политическом разделе вещания тоже вышло как-то странно.

В номинации «Документальный проект» победили «Засекреченные списки» — цикл программ о каких-то невероятных фриках и злодеях, победивших не кого-нибудь, а нежданно-негаданно оказавшегося на их дороге Соловьева с «Миропорядком».   

На соседней дистанции «Журналистское расследование» самым глубоким расследованием оказалась работа «Плохие рестораны будут закрыты». Ждем-с.

Вторыми среди равных оказались Валерий Фадеев, Ирада Зейналова и, о боже, Дмитрий Киселев. Это уже не просто оппозиционная фронда. Это политическая диверсия

Забег новостников («Информационная программа») закончился неожиданно: первыми на финише оказались «Новости РЕН-ТВ», опередив таких спринтеров, как «Время», «Вести» и, что самое удивительное, «Все на МАТЧ». С помощью какого фотофиниша судьям удалось определить победителя?

Назначение Сергея Брилева лауреатом ТЭФИ как «Ведущего информационной программы», видимо, произошло в пику Кириллу Клейменову.

Чтобы как-то особенно унизить некогда почтенную премию ТЭФИ, ее нынешний президиум числом в тысячу членов в номинации «Информационно-аналитическая итоговая программа» водрузил на верхнюю ступень пьедестала «Доброва в эфире». Вдогонку и ее ведущего назначили первым среди равных в номинации «Ведущий информационно-аналитической итоговой программы».

А вторыми среди равных оказались Валерий Фадеев, Ирада Зейналова и, о боже, Дмитрий Киселев. Это уже не просто оппозиционная фронда. Это политическая диверсия.

После этого назначение Наили Аскер-заде «Интервьером» за цикл «Действующие лица с Наилей Аскер-заде» при живом номинанте Владимире Познере выглядит как оскорбление профессии.

А может, опять сработал принцип: чем хуже, тем очевиднее, что такое нынешний Орфей вкупе с нынешним ТВ?     

Что такое и то и другое, можно судить по номинациям «Общественно-политическое ток-шоу прайм-тайма» и «Ведущий общественно-политического ток-шоу прайм-тайма», триумфаторами в которых стали «60 минут» и их ведущие Ольга Скабеева и Евгений Попов.

Был у этой церемонии и подспудный мотив, связанный со все обостряющимся соперничеством эфирного ТВ с интернетом. Его обнажил лучший продюсер Николай Картозия в своем благодарственном слове сначала на церемонии, а затем и в фейсбуке. Процитирую ФБ: «Телевидение испытывает кризис доверия со стороны молодой аудитории. Мы живем внутри дискурса: “на телеке все ложь”, “в интернете все правда”. Как бы. Конечно, в интернете все еще достаточно свободы. На телевидении все больше того, что политический обозреватель Евгений Киселев в итогах называл “фигурами умолчания”».

Когда продюсер это произносил со сцены, лица теленачальников, до этих слов достаточно расслабленные, стали каменными. Таков уже миропорядок с его дискурсом в отечественном медиапространстве.

…А «Миропорядок» Владимира Соловьева все-таки не остался без награды. В порядке то ли утешения, то ли извинения он получил «Спецприз».

Читайте также
Станислав Белковский
Предстоящие почти через год выборы главы Санкт-Петербурга — событие во всех смыслах знаковое. Поскольку может не только вернуть городу столичное самосознание, но и стать сигналом к переменам во всей России
ООН предупредили, что, если в ближайшие 10 лет не удастся удержать глобальное потепление на уровне полтора градуса Цельсия, то засухи, наводнения и экстремально высокие температуры могут угрожать сотням миллионов людей
Татьяна Краснова
В День учителя «Сноб» решил разобраться, что отличает хороших учителей от плохих и для чего вообще нужна сегодня школа