

Дмитрий Смирнов, протоиерей:
Поездка на Афон — это зов души. Я был там тридцать раз, могу сейчас сделать паузу, ничего страшного. А если вы никогда не были на Афоне, можно поехать просто посмотреть, пусть там и нельзя сейчас причащаться — для христианского просвещения. В конце концов, люди наметили даты, потрудились для визы — как же им сейчас все взять и отменить? А если очень хочется причаститься, поучаствовать в службе — там есть русский монастырь Святого Пантелеймона, можно туда попроситься. Так что проблемы особенной нет.

Всеволод Чаплин, протоиерей:
Мне непонятно увлечение поездками на Афон, особенно среди определенных высокопоставленных лиц. Православный христианин должен быть членом своей церковной общины, ведь там известны его добродетели и пороки, там не представить себя лучше, чем ты есть на самом деле. И вот эти люди едут на Афон, считая, что это заменяет полноценную религиозную жизнь там, где ты живешь.
На Афоне есть известные старцы, но там же есть и духовно нездоровые тенденции — обновленческие традиции в деятельности Константинопольского патриархата проявляются давно. И печально, что их осудили только сейчас. Для меня очевидно, что с этими обновленцами у нас разная вера и от дипломатии давно пора переходить к четкому обличению, нужно перестать считать эту структуру церковной. Если это еретики — а я считаю их именно еретиками, — то никакого Константинопольского патриархата более не существует.
Так что я не только не вижу никакой катастрофы в том, что люди не будут причащаться на Афоне, но считаю, что это оздоровит духовную жизнь в нашей стране. И теперь можно считать нашу территорию канонически свободной.

Герман Стерлигов, бизнесмен:
Первое — греческая церковь впала в ересь в 1439 году, когда заключила унию с католиками. С тех пор это безблагодатное сообщество. Второе — русская церковь впала в ересь в 1597 году, вступив в еретическое общение с греками. Так что все это — обычная дележка приходов. Ничего личного, только бизнес. Притом что использоваться это будет в геополитических целях. У меня, как у православного человека, вызывает улыбку, в каком недоумении сейчас находится паства, ведь в одну секунду все изменилось. Вчера друзья — сегодня враги. Мне кажется это забавным.

Димитрис Теодоридис, организатор паломнических туров на Афон:
Я пока не вижу проблем: у нас уже завтра едут люди, и в ближайшее время тоже есть группы. Не думаю, что перестанут выдавать разрешения на посещение Святой горы. Паломники продолжат туда ездить. Тут вопрос может возникнуть со священниками, поедут ли они — но я думаю, поедут. Дело в том, что у РПЦ, например, нет канонического общения с католиками. Но это не мешает никому ездить в Италию, Испанию, Германию и участвовать там в службах. Да, отдельно запрещено причащаться и исповедоваться, но святая гора Афон не перестала быть угодьем Богородицы, и нельзя это место отдать без боя.