
Ɔ. Тереза Мэй перенесла назначенное на 11 декабря голосование в парламенте по соглашению о выходе из ЕС. Решение по Брекзиту, таким образом, снова отложено. Как вам кажется, будет ли поставлена точка в этом процессе?
В британской политике достаточно хитросплетений. Согласно действующему закону, Британия должна покинуть ЕС 29 марта 2019 года. Как ни странно, закон с твердо прописанным сроком выхода был принят сторонниками сохранения членства Великобритании в ЕС (в обиходе их принято называть «бремейнерами» — это сокращенное сочетание слов Britain — Британия и remain — остаться). Дело в том, что в парламенте на момент проведения референдума большинство составляли противники выхода из Евросоюза. После референдума общественный активист Джина Миллер направила запрос в Высокий суд Лондона о правомочности начала процедуры Брекзита без согласия парламента. Суд посчитал, что решение парламента в этом случае необходимо. Однако депутаты, представляющие округа, в которых население проголосовало против членства в ЕС, не могли открыто идти против воли своих избирателей. В результате выход Британии из ЕС обрел силу закона.
Ɔ. Сейчас отозвать или приостановить Брекзит невозможно? Остается лишь договариваться о процедуре?
Парламент, разумеется, вправе отменить принятый закон. Но едва ли станет это делать, поскольку результаты референдума таковы, каковы они есть. Тереза Мэй сейчас старается утвердить в парламенте те условия выхода Великобритании из Евросоюза, о которых она договорилась на переговорах в Брюсселе. Голосование в парламенте по соглашению Британии с ЕС отложено, поскольку сейчас с большой долей вероятности этот документ не получит необходимой поддержки. Сторонники Брекзита проголосуют против, поскольку предпочитают соглашению Мэй с Брюсселем выход из ЕС без предварительных условий, а бремейнеры не поддержат сделку с Евросоюзом, поскольку надеются на повторный референдум, на котором удастся отменить результаты предыдущего и остаться в ЕС. Расчет Терезы Мэй заключается еще и в том, чтобы провести голосование в самый последний момент, когда это только возможно — между 14 и 21 января. Замысел — не оставить на повестке дня других вариантов, кроме выхода из ЕС либо на оговоренных с Брюсселем условиях, либо без всякой сделки, что несет большие риски. После 21 января возможным окажется лишь выход из ЕС без предварительных условий, поскольку договор о выходе Британии из ЕС не успеют ратифицировать Европарламент и парламенты стран Евросоюза.
Ɔ. Сможет ли Британия извлечь выгоду из выхода из ЕС или можно говорить лишь о минимизации возможных убытков?
Британия надеется, что сможет заключить выгодные двусторонние торгово-экономические соглашения с другими странами. Такие идеи содержатся в неформализованной концепции «Глобальной Британии», которую поддерживают сторонники Брекзита. Предполагается, что вне ЕС удастся договориться о новых условиях торговли с США, Китаем, Индией и странами Содружества наций.
Ɔ. Связи с США уже много десятилетий имеют особое значение для Великобритании. Удастся ли их укрепить в связи с выходом из ЕС?
Во всяком случае, Британия будет к этому стремиться. Нынешний президент США Дональд Трамп — противник ЕС и поддерживает Брекзит. Правда, он считает, что условия выхода, о которых договорилась Тереза Мэй, не слишком выгодны для Америки, и даже говорил о том, что при сохранении этих условий США не будут заключать с Британией новое торгово-экономическое соглашение. Правда, потом он изменил свою позицию — по-видимому, под давлением советников. Однако следует понимать, что по соглашению, заключенному Мэй с ЕС, предусмотрен переходный период до 31 декабря 2020 года. А дальше, если сторонам не удастся договориться по вопросу режима границы Северной Ирландии, Британии придется неопределенно долго оставаться внутри таможенного союза ЕС и подчиняться его правилам. Иными словами, ей просто не удастся ввести в действие новые торговые соглашения.
Ɔ. Как может повлиять Брекзит на британо-российские отношения? Улучшит ли их получение Великобританией большей самостоятельности в своей внешнеэкономической политике?
Нынешнее правительство, безусловно, не захочет улучшать отношения с Россией. Министр обороны Гэвин Уильямсон уже заявил, что Британия переходит в состояние холодной войны с Россией. Думаю, что резкое обострение отношений с Россией было проведено сознательно и преследовало две цели. Во внутренней политике оно могло сплотить нацию вокруг ее лидера перед лицом «внешней угрозы». На внешнеполитическом же направлении Мэй, по-видимому, рассчитывала, что страны ЕС смягчат условия Брекзита с учетом того, что Британия находится на острие противостояния с Россией, но эти расчеты не оправдались. Думаю, что Мэй хотела дополнительно мобилизовать страны ЕС на сохранение антироссийского курса, поскольку сама Британия покидает ЕС и не сможет напрямую влиять на проводимую им политику.
Беседовал Станислав Кувалдин