Фото: Caroline Hernandez/Unsplash
Фото: Caroline Hernandez/Unsplash

Максим Саблин, юрист, кандидат социологических наук:

Итальянская формула представляется разумной, поскольку побуждает человека активнее трудиться, чтобы быстрее начать «отдыхать», хотя, полагаю, основная цель реформы — смягчить последствия первоначального увеличения пенсионного возраста до 67 лет. Но надо отметить, что итальянское правительство вместе со снижением пенсионного возраста гарантирует базовый доход при отсутствии работы в 780 евро на человека (примерно 58 тысяч рублей). По-моему, для России такая формула в сочетании с базовым доходом лучше, чем та, что есть сейчас.

Если отвечать буквально на ваши вопросы: я предложил бы дифференцировать пенсионный возраст в зависимости от интенсивности и/или социальной значимости труда. То есть чем ты активнее и полезнее для общества в зрелые годы, тем быстрее сможешь выйти на пенсию.

Лично мне — москвичу с двумя детьми — на случай, если потеряю работу, нужен базовый доход как минимум в 50 тысяч рублей в месяц. Это с учетом того, что я выплатил ипотеку за квартиру.

Ирина Баржак, психолог, основатель Института публичных выступлений и конфликтологии:

Честно говоря, у меня нет идей по возрасту выхода на пенсию. Я предприниматель и, подсчитывая свою будущую пенсию, каждый раз содрогаюсь от цифры, хотя плачу в Пенсионный фонд, в том числе и за своих сотрудников. В какой-то момент я поняла, что ответственность за мой уровень жизни лежит только на мне, перестала ждать чудес от государства и начала работать в этом направлении. Поэтому о том, когда я выйду на пенсию, даже не думаю — не до того, деньги надо зарабатывать. А безусловный доход — классная штука, конечно. Но будут ли тогда люди двигаться, создавать что-то новое? Иногда ведь человеку очень мало нужно. Сама порой позволяю себе полениться, когда есть деньги на счете.

Сергей Мурашов, специалист по международным перевозкам:

Молодцы итальянцы. На самом деле многие стали бы трудиться даже в том случае, когда это совершенно необязательно. Я вижу общество будущего именно таким: кто хочет — делает, что хочет, а кто не хочет — ничего и не делает. При этом все необходимое для существования человечества создается практически — ну или вовсе — без участия человека. (Я об этом пофантазировал здесь.)

Что же до вопросов, предложенных дорогой редакцией, то: повышение пенсионного возраста в России я однозначно считаю несправедливым. Это попытка властей переложить ответственность за свои ошибки на население и финансировать свою неспособность соответствовать вызовам нашего времени за счет всего общества

Как мне кажется, пенсионный возраст должен быть небольшим, допустим, лет 50-55. Люди должны иметь право прекратить работать уже в этом возрасте и получать какую-то минимальную пенсию, которая позволит им жить без особых излишеств. Те, кто продолжат работать, пусть с каждым годом зарабатывают себе на все большую и большую пенсию.

Увы, не все люди одинаково здоровы. Для кого-то в 55 жизнь только начинается, а кому-то и в 50 каждый день дается с трудом. Мне, как человеку с больной спиной, это очевидно — попробуйте с обострением просто пройти метров сто и представить себе еще 10-15 лет в таком состоянии с необходимостью ездить на работу и что-то там делать.

Что касается базового дохода, это лукавый вопрос. Насколько я помню, мне всегда хватало денег, которые у меня были. При этом раз или два у нас с женой случалось, что мы буквально не знали, что будем завтра есть. Но это было уже довольно давно. Базового дохода должно хватать на достойное жилье, необходимые коммунальные услуги, качественное питание и так далее. Суммы, необходимые для этого, будут везде разные: в Москве, видимо, больше, а в Златоусте или Верее — меньше.

Андрей Чистов, журналист:

Пенсия — всегда показатель соответствия общества и государства. Чем они дальше друг от друга, тем острее пенсионные вопросы (как и прочие вопросы социальной ответственности государства). Значит, чтобы эту дистанцию не увеличивать, а сокращать, следует уводить россиян на пенсию как можно раньше, саму выплату делать как можно больше и организовывать новые рабочие места, а не разглагольствовать о том, должно ли что-нибудь государство гражданину.

С учетом российской специфики, когда над тобой много власти и мало солнца, много налогов и мало рабочих мест, уход на пенсию мужчины в 60 и женщины в 55 — это оптимально. Пускай государство соответствует людям, а не наоборот.

Базовый доход в среднерусском провинциальном городе для относительно здорового пенсионера с квартирой и дачей в 2019 году должен быть не меньше 30 тысяч рублей в месяц. А если конкретно, то пусть 10 процентов богатейших россиян платят пенсию всем остальным, начиная даже с 50-летнего возраста в размере прожиточного максимума. Кто считает, что государство — это он, тот пускай и несет ответственность за каждого гражданина как за своего.

Алексей Ходорыч, главный редактор детского издания «Классный журнал»:

60-65 лет, которые сейчас установлены в России, я считаю вполне адекватным возрастом выхода на пенсию. Люди сейчас стареют не так активно и в 60-65 лет вполне бодры. Есть у меня соблазн занизить цифры, но все-таки пенсионер — это не рантье на шее государства, а нетрудоспособный человек, получающий деньги именно по причине нетрудоспособности.

Базовый доход мне нужен большой, чтобы ни в чем себе не отказывать и жить в свое удовольствие. Но, объективно, я был бы спокоен, если бы знал, что государство будет мне платить пенсию в районе 50 тысяч рублей.

Подготовили: Татьяна Санькова, Евгения Соколовская