Top.Mail.Ru
Все новости

Колонка

На обочине Европы.

О чем говорят опросы социологов перед Пасхой?

26 Апреля 2019 17:40

Половина жителей России, собирающихся отмечать Пасху, не представляет, что именно празднуется в этот день. За этим простодушием можно не увидеть, что мы по-прежнему прозябаем на краю культурной карты Европы, где христианство — с его идеями свободы и терпимости — по-прежнему основной маркер цивилизации

Накануне православной Пасхи крупнейшие социологические агентства России ФОМ и ВЦИОМ опубликовали результаты опросов, приуроченных к празднику. И у тех, кто считает, что Русская православная церковь — как бы это мягко сказать? — несколько неадекватно оценивает свою роль в обществе и формулирует слишком серьезные претензии, есть повод ликовать.

В 2016 году, после Всеправославного собора на Крите, в котором РПЦ и еще несколько церквей не стали участвовать из-за наметившихся противоречий с Константинопольским патриархатом, ФОМ по запросу религиоведов из исследовательской группы «Среда» провел опрос, чтобы выяснить, что россияне знают об основных догматах православия. Обнаружилось, например, что 69% опрошенных, считающих себя православными, разделяют убеждение, будто Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Ну, то есть не знают Символа веры. Это ведь одно из главных различий между православием и католичеством, и россияне стояли как раз за католическую версию, за Filioque («и от сына»).

В общем, тогда у критиков церкви появился серьезный аргумент.

А теперь все еще печальнее. Согласно свежему опросу ВЦИОМа, 77% жителей России точно знают, какого числа в этом году отмечается православная Пасха. Но только 50 — в чем суть праздника. Остальные дают весьма экзотические ответы. 6%, например, считают, что это день рождения Иисуса, 4% — что это день поминовения усопших, 3% — что это праздник в честь окончания поста. 32% просто затрудняются ответить, что, собственно, празднуют. На этом фоне результаты опроса ФОМа, из которых видно, что 59% жителей страны не собираются смотреть трансляции торжественного богослужения в храме Христа Спасителя, а 29% не считают Пасху каким-то особенным праздником, выглядят вполне логично. И даже оптимистично для РПЦ: значимым праздником Воскресение Христово все-таки назвали 68% опрошенных.

Так уж вышло, что христианство — один из камней, на которых стоит Европа. От этого никуда не деться

Понятно, почему деятельность РПЦ часто вызывает раздражение, причем не только у записных атеистов и отъявленных оппозиционеров. Тут и роскошь, которую не стесняются демонстрировать проповедники смирения, и дикие выступления отдельных священников, то войну призывающих на наши головы, то объявляющих женщин чем-то вроде станка для деторождения, то выдумывающих еще какую-нибудь гнусь. Старые храмы разваливаются, и никого это особо не тревожит, зато уродливые новоделы множатся с завидной скоростью. В Екатеринбурге, к примеру, целая война между Церковью, отдельными богомольными бизнесменами с одной стороны и горожанами с другой. Екатеринбург — город не более, но и не менее невезучий, чем остальные русские города. Там хватает пустот и районов с типовой застройкой, но новый храм почему-то хотят построить в каком-нибудь давно обжитом и важном для жителей месте. Предварительно, естественно, место это уничтожив. Одна схватка уже была, и жители выиграли, идет вторая — за парк в центре. И Церковь без стеснения подключает административный ресурс, чиновники привычно фальсифицируют результаты обязательных по закону общественных слушаний, в городе появляются крепкие молодые люди из движения «Сорок сороков», уже отметившегося рядом скандалов в столице…

В общем, к сожалению, у общества и церкви есть поводы для взаимной нелюбви, наверное. И для тех, для кого эта нелюбовь сделалась вдруг важной составляющей собственной жизни, предпасхальные опросы социологов (причем не оппозиционных, а вполне себе провластных социологов), наверное, в радость. Но мне кажется, не в том их главный смысл. И печалиться здесь должна не только Русская православная церковь.

Иллюстрация: Русская пасхальная открытка с типичным рисунком (пасхальные яйца) 1900-х годов/ Wikipedia

Так уж вышло, что христианство — один из камней, на которых стоит Европа. От этого никуда не деться. Это не вопрос веры или неверия — у нас, в конце концов, хоть это уже и не сразу бросается в глаза, светское государство. В Конституции написано, и хорошо, что написано: каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (а впрочем, расскажите про это членам запрещенной в России организации «Свидетели Иеговы», хотя едва ли они станут вас слушать, им не до того, на них силовики ведут теперь настоящую охоту, их задерживают и пытают, и это происходит сегодня, здесь, рядом с нами, в XXI веке).

Не важно, что вы думаете по поводу случившихся — или не случившихся, это вот как раз во многом вопрос веры, — две тысячи лет назад в раскаленной Иудее событий. Важно, что идеи свободы и человеческих прав растут из Евангелий. Важно, что главные книги, картины, весь тот строительный материал, из которого наша (да, пока еще все-таки наша) культура сложена, без христианства непредставимы и непонятны.

Конечно, многое из того, чему учила европейцев религия, нынче в конфликте с передовыми взглядами на правильное мироустройство. Но это нормально. Это живой спор о перестройке здания, а не тяжба за уничтожение фундамента.

А вот советского человека из этого фундамента выламывали насильно и успешно справились со своей задачей. Если уж и после тридцати лет без Союза, после того как Церковь, сдавшаяся зачем-то государству и претендующая на что-то вроде права быть при государстве министерством по делам идеологий, получила бездну возможностей для пропаганды своих идей, половине россиян даже языковое чутье, даже слово «воскресение» не подсказывает правильного ответа на вопрос социологов о смысле Пасхи.

Известный продюсер вопил: «Кто вообще придумал эту глупость про “подставь вторую щеку”?»

Ну, видно, у Церкви были задачи поважнее, чем проповедь сути Христова учения, однако для ругани в адрес Церкви и без меня найдутся желающие. А я просто хочу сказать, что опросы эти — не про чьи-то там завышенные претензии. Они про то, что Россия по-прежнему на обочине Европы. Как возможен разговор о правах и свободах, если для него нет твердого основания? Между ответами на вопросы социологов и кипящим вокруг государственным мракобесием больше связи, чем может показаться.

А все ведь рядом. Гигантскими тиражами изданные Евангелия, которые, вот честно, все-таки поинтереснее, чем «Мастер и Маргарита», остающаяся до сих пор главным источником знаний о Христе для большинства интеллигентных россиян. И бьющие с размаху в душу, ошеломляющие стихи Апокалипсиса. И светлый Рублев, и нежный Гурий Никитин, и удивительный Карп Золотарев.

Но у нас, конечно, другие ценности. Не могу забыть короткий эпизод из телешоу тех удивительных времен, когда шла расправа над Pussy Riot. Телевизор горел ненавистью, будто печь, в которой, правда, жечь собирались на этот раз не трех отроков, а трех отроковиц. Телеведущий Аркадий Мамонтов, крупный, вообще-то, мужчина, такой исходил злобой, что казалось — вот-вот его хватит инфаркт. Да и как иначе, если на кону — защита чувств адептов религии милосердия? Но не в том дело.

Вокруг масштабного Аркадия скакал известный продюсер, сделавшийся тогда почему-то видным экспертом в вопросах веры. «Кто вообще придумал эту глупость про “подставь вторую щеку”?» — вопил он, а защитники божьи в зале кивали понимающе. Да, действительно, кто придумал эту глупость. Кто ж ее придумал, эту глупость?

«Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся».

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Вокруг Иисуса Христа собрано множество историй и легенд. Телеканал HISTORY подготовил документальный сериал«Иисус, которого я знал», о библейских персонажах, оставивших след в истории. В преддверии Пасхи «Сноб» предлагает выяснить, как много вы на самом деле знаете о героях Священного Писания?
Если пожар в соборе Нотр-Дам о чем-то и напомнил нам, то, наверное, о том, что все в этом мире хрупко. Поэтому спешите видеть и не забывайте то, что вам дорого, и тех, кто вам дорог. Пусть это и будет главным «знамением», которое некоторые хотели увидеть в языках пламени

Новости партнеров

В книге «Иисус. Историческое расследование» Юлия Латынина прикладывает много усилий, чтобы объявить Иисуса главой террористической банды, обезвреженным местными коррумпированными властями и колониальной администрацией