Top.Mail.Ru

Колонка

Беспощадные пиарщики. О том, как пассажиров «Суперджета» объявили стрелочниками

7 Май 2019 12:10

Технологии, придуманные для отвлечения граждан от мыслей о причинах трагических происшествий в России, однообразны. Вот и теперь, после авиакатастрофы в Шереметьево, был вброшен слух, будто жертв можно было бы избежать, если бы люди в переднем отсеке самолета двигались к выходу побыстрее. Вышло наоборот: попытка взвалить вину на чудом выживших клиентов «Аэрофлота» обернулась позором для властей

В этой предсказуемой, но все же возмутившей умы новости от Интерфакс» самое замечательное — источник, который назван «информированным». Это вряд ли выживший пассажир или кто-нибудь из экипажа сгоревшего «Суперджета». Обычно так принято обозначать начальство, причастное к трагедии и заинтересованное в том, чтобы публика поменьше о нем вспоминала. Ибо пресловутая атмосфера ненависти в России распространяется на всех, сверху донизу, но если вовремя переключить общественный гнев, то граждане в массе своей будут обсуждать что угодно, кроме того, что достойно обсуждения.

Каких-нибудь, к примеру, таксистов, якобы взвинтивших цены сразу после теракта в Питере, — и ненависть к этим рвачам, которые наживаются на людском горе, должна вытеснить вопросы, связанные с террором. О причинах, его порождающих. О бессилии силовиков.

Таков был замысел и на сей раз, но в данном случае реализовать его не удалось. Напротив, сообщение о том, будто «основной причиной гибели людей в хвостовом отсеке» российского самолета «стала попытка некоторых пассажиров достать из багажных полок свои вещи», возымело обратный эффект. Слишком уж нелепо и подло звучала эта новость, из которой следовало, что ни проблемы, возникшие при взлете авиалайнера, ни пожар на борту при посадке к жертвам привести не могли. Мол, когда бы не алчность клиентов «Аэрофлота», соединенная с паникой, то все бы остались живы. Спасенные пассажиры превращались в стрелочников, повинных в смерти погибших, что и вызвало соответствующую резко негативную реакцию.

Фрагмент картины Эдварда Мунка "Крик" Фото: Public domain

В отношении «Аэрофлота». В отношении Минтранса, который «пока не видит оснований для приостановки полетов самолетов Sukhoi Superjet 100», и граждане, кстати, тоже не видят, но при условии, что на этих самолетах отныне будут летать лучшие люди нашей страны во главе с президентом. Вообще в отношении начальства с его пиарщиками, всегда готовыми в нужную минуту продемонстрировать основное свое качество — бесчеловечность.  

Между тем именно вчера с демонстрацией такой бесчеловечности спешить было совершенно не обязательно. В конце концов, бывают катастрофы, за которые некого привлекать к суду. Нельзя же осудить молнию. Правда, одному из профессиональных комментаторов «сейчас уже понятно», что после удара молнии экипаж действовал неправильно. Однако опыт показывает, что экспертиза первых дней всегда нуждается в уточнении и наверняка найдутся специалисты, которые поправят коллегу, а он им ответит, и мы, дилетанты, еще долго будем следить за их полемикой, пытаясь постичь, кто прав. Профессиональные вбросы делаются не так. Они не оставляют возможностей для споров и уточнений. В них должна содержаться такая однозначность, чтобы возмущение аудитории не оставило шансов для критического анализа. Если же нужного возмущения не достигли или оно переключилось на совсем другие цели, то организаторам вбросов остается лишь «закреплять успех», все более позорясь, с каждым часом.

К слову, наблюдая происходящее, можно сделать вывод, какие технологии в диалоге власти с населением действенны, а какие, мягко выражаясь, не очень. Допустим, про таксистов соврать оказывается легко, потому как далеко не все россияне служат в таксопарке или занимаются частным извозом. Не говоря уж о том, что далеко не всякий соотечественник пользуется услугами такси, и некоторые готовы поверить, что жестокосердные водилы так себя и вели в день теракта, как о том повествовала собирательная газета «Жизнь». А вот с пассажирами взорвавшегося самолета, да хоть автобуса или троллейбуса, способен отождествить себя любой россиянин. И когда анонимный сказочный балабол в одном из государствообразующих СМИ извещает его, россиянина, о том, что из-за него, купившего билет и чуть не сгоревшего в «аэрофлотовской» машине, погибли другие люди, а больше никто не виноват, он чувствует себя лично оскорбленным. Отсюда и отклики на сообщение Интерфакса касательно топ-менеджмента «Аэрофлота», которому загодя вынесен приговор суровый и даже не вполне справедливый. А вот не надо было унижать людей.

В итоге складывается ситуация, которую нельзя не назвать парадоксальной. Начальство мечтало отвлечь внимание публики от реальных или надуманных проблем с «Суперджетами», но вышло так, что ударило по собственной репутации. Начальство стремилось посеять сбивающие с толку слухи о паникерах в горящем самолете, а навлекло общественное негодование на свою голову. Что ж, возможно, в следующий раз «информированный источник» выскажется поумнее. Еще больше хочется надеяться, что трагическое вчерашнее происшествие станет последним. К сожалению, этим надеждам едва ли суждено сбыться, и если к дурацкой начальственной болтовне можно как-то притерпеться, то смириться с человеческим горем гораздо трудней.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
6 комментариев
Юрий Михайлович Бубнов

Юрий Михайлович Бубнов

 Не устаивайте синагогу. На этот самолет смотреть страшно. У Вас и так, без Мудельманов и Студебекеров хитробезмозглых и бессовествных давно ПОВЫЛАЗИЛО... Катастрофа произошла после 10-ти метрового подскока, котороный спровоцирован эффектом экранопана. Это АЭРОДИНАМИКА формы самолета У ИДИОТА. Во-вторых, двигатели - чуть ли не в метре от ВПП. Мало того сами двигатели - с увеличенным диаметром турбины. Наше производство не могло иначе справиться с необходимой мощьностью. Поэтому их ресурс в три раза меньше обычного. У нормального человека при виде этого самолета мороз по коже. Загружайте скотов и мудельманов и не смотрите что будет дальше...

Сергей Мурашов

Сергей Мурашов

Спасибо, Илья.

Есть в этой ситуации и ещё один неприятный момент: эта новость про "алчных россиян, ставших причиной гибели своих соотечественников" уже вовсю используется в качестве очередного доказательства коллективной ущербности российских граждан: на одном сайте я днями прочитал её в этой интерпретации в разделе "разрывающие мозг факты о России".

Кто хоть немного знаком с моими текстами, вряд ли станет подозревать меня в излишней любви к режиму и патриотическом угаре, но меня бесят подобные попытки назначить нам всем "коллективную вину" и выдумать культурную или генетическую ущербность. Характерно, что основания для подобных выдумок часто поступают из Кремля, или от официальных СМИ.

Интересно, применят ли в данном случае новорожденный закон о фэйковых новостях?

Anna Bistroff

Anna Bistroff

Серёж, так уже ж написали, что пассажиры заднего отсека сидели "как живые" - земля им пухом. Они даже не успехи отстегнуть ремни безопасности - просто-напросто задохнулись ядовитыми продуктами горения. Спаслись те, кто еще во время, так сказать, рулёжки самолете начал двигаться к выходу впереди - да, со своими вещами. Так что эти люди никоим образом не причастны к гибели своих товарищей.

Сергей Мурашов

Сергей Мурашов

Anna Bistroff(И прости, что сразу не ответил - уведомление не приходило... И не вижу, кто поддержал мой комментарий - при попытке посмотреть слева появляется чёрный прямоугольник... И когда я сейчас промахнулся, не попав по "Отправить", меня закинуло в твой профиль, и пришлось переписать эти строки... :) ).
Юрий Михайлович Бубнов

Юрий Михайлович Бубнов

Ни одного поста не было об очевиднейших причинах котастрофы. Это что?... Получается, что людей в России нету? ... И средства связи и общения завалены своими, по сословию и племени. Природа им виновата? Думаю, что она не будет долго терпеть, как и обычно. И будет вам по своей рубашке.

Сергей Мурашов

Сергей Мурашов

Anna BistroffНу да, «уже написали», после того, как несколько дней обсуждали версию с жадными россиянами, ради своих сумок убившими попутчиков. :)
Я слышал НЕСКОЛЬКО бесед со специалистами, всерьёз обсуждавшими установку замков на салонные ящики и комментарии радиослушателей, считавших, что россиян никакими замками не остановить, и они станут ломать дверцы, и пусть все сдохнут, а мир провалится в тартарары... :)
Ах, это не россияне виноваты, а так всё сложилось? Ну жаль, конечно... :)

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Независимый авиаэксперт, редактор телеграм-канала Boltanka Алексей Хазбиев считает, что оснований запрещать полеты Sukhoi Superjet нет, несмотря на чудовищную трагедию, и анализирует причины катастрофы и технические проблемы «Суперджетов»
Марина Ситникова, одна из 37 выживших в авиакатастрофе в Шереметьево, рассказала «Снобу», как выбралась из горящего самолета

Новости партнеров

41 человек погиб при экстренной посадке самолета Москва — Мурманск