Top.Mail.Ru

Колонка

Забор снесен. Как справедливость празднует свою маленькую победу в Екатеринбурге

21 Май 2019 12:50

Екатеринбургский митрополит воззвал к власть имущим в городе с просьбой покончить с раздорами, и чудо свершилось. Больше никто ни с кем не дерется в сквере возле Театра драмы. Теперь горожанам предлагают поучаствовать в социологическом опросе непонятно о чем, итоги которого совершенно непредсказуемы

Забор пускай стоит. Забор должен быть разрушен. Забор убирают. Забор снесен.

Новости из Екатеринбурга с первого дня противостояния светско-духовной власти и тех, по поводу кого президент задавался вопросом, уж не «безбожники» ли они, постоянно образуют некий сюжет, и это лишь отчасти можно объяснить близостью к месту действия Театра драмы. Подлинная драма заложена в самом конфликте регионального Левиафана с горожанами. Оттого мы, зрители, находящиеся порой за тысячи километров от сквера, где творится история, неотступно следим за ней, не в силах оторваться. За каждым ее поворотом. Более всего за тем, что происходит с людьми. Но и за объектами, вписанными в пейзаж, тоже очень внимательно наблюдаем.

Вот, например, забор. С него, собственно, и начались диспуты мускулистых сторонников постройки храма и их противников, в массе своей не столь накачанных и выступавших против возведения забора и собора там, где они привыкли гулять беспрепятственно. Возле этого ограждения кипели споры. Проволочный забор перетягивали на себя с той и другой стороны. Забор крушили и пытались утопить в реке. Забор возводили по новой из более прочных материалов, имитируя, в духе времени, неприступную осажденную крепость вокруг участка, отведенного для стройплощадки. Забор становился символом гражданских распрей.

Потом слово взял президент, чуть ли не случайно и с большим, вообразите себе, опозданием узнавший о битвах у забора, и страсти слегка поутихли. Областной губернатор Куйвашев и екатеринбургский градоначальник Высокинский внезапно осознали, что с мнением подведомственных им россиян надо считаться, и в ходе встречи мэра и несогласных тема забора получила неожиданное развитие. «Безбожники» требовали его немедленно демонтировать. Высокинский не соглашался, и полемика заходила в тупик. Вдруг кто-то из собравшихся, по свидетельству журналиста Дмитрия Колезева, высказал «парадоксальную мысль, что сохранение забора на руку протесту, так как он будет напоминать об угрозе застройки сквера до референдума». Из парадокса вырос консенсус, и забор простоял еще два дня.

Демонтаж забора в сквере на месте строительства собора, Екатеринбург Фото: Донат Сорокин/TACC

Но одним парадоксом дело не ограничилось. Вероятно, прослышав о коварных замыслах смутьянов, в дискуссию парадоксальным образом включился митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Он обратился к власть имущим с просьбой «устранить повод для раздора», то есть забор, и слово пастыря прозвучало очень веско. Часа не прошло, как его призыву вняли кураторы строительства собора из Фонда святой Екатерины и его руководитель Андреев выразил готовность разобрать забор — «ради мира в городе». А также восстановить сквер, который «протестующие капитально вытоптали», с некоторой досадой прибавил главный куратор, и с ним можно было бы поспорить, кто там больше других потоптался на травке, бойцы смешанных единоборств из группы поддержки фонда, омоновцы или несогласные, но уже не хотелось.

Главное, забор из сквера убрали.

Теперь полемика вступает в новую фазу. Приходит время «учесть мнение жителей микрорайона», как выразился мудрый Владимир Владимирович, предложивший дней пять назад «простой способ» решения всех проблем — проведение «опроса». Правда, ему уже вроде бы объяснили, что митингует целый город, а не микрорайон, и он не стал возражать. И есть еще одна закавыка: люди не вполне понимают, что такое опрос, кто будет опрашивать, о чем и кого, иное дело — референдум. Но референдума начальство опасается и вряд ли его дозволит. Потому ситуация после снесения забора выглядит по-прежнему неопределенной, и даже вопросы, на которые будут отвечать граждане, еще не сформулированы.

То ли у них поинтересуются, как предполагалось в начале, что они думают о строительстве храма в сквере у Театра драмы: дескать, вы за или против. То ли, что скорее всего, у респондентов спросят, где именно в Екатеринбурге они хотели бы непременно увидеть новый храм. А в таких беседах пожелают принять участие далеко не все протестующие, и не исключено, что тогда приверженцы Собора в Сквере окажутся в большинстве.

Да вот и Путин, заботясь о «мамочках с колясками», рекомендовал же инвесторам, если они заберут сквер, «в нужном для людей месте, где-то рядом совсем, высадить другой лес». А митрополит Иларион, как бы предвосхищая результаты социологических замеров, утверждал, что «количество противников строительства храма (в сквере) исчисляется сотнями, тогда как сторонников этого строительства — многие десятки тысяч». Трудно сказать, почему он это утверждал и откуда брал эти цифры, но надо полагать, что не с потолка. Где-то насчитал их, вместе с богобоязненными социологами.

Короче, еще может статься, что увезенный было забор вернется на место происшествия и конфликтующие стороны займут исходные позиции, и вернутся титушки, и пригонят ОМОН, и пойдет месилово, о чем сегодня невозможно думать без уныния и тоски. Впрочем, грех уныния — один из самых тяжких, оттого не станем ему заранее предаваться, радуясь тому, что лицезреем ныне. Забор снесен, россияне аплодируют строителям и шоферам, его убравшим с глаз долой, екатеринбуржцы свободно прогуливаются по набережной и отдыхают в сквере, и это момент праздничный. Запомним его и сохраним в сердцах как некое чудо, явленное гражданскому обществу Российской Федерации в награду за упорство, мужество и святую веру в справедливость.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Поколение, для которого эпоха 90-х — всего лишь история, невосприимчиво к мантрам о сохранении стабильности любой ценой. Оно будет преподносить власти сюрпризы в самых неожиданных географических точках и социальных сферах, считает Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий
Кто виноват в «Екатеринбургском майдане»

Новости партнеров

Чего на самом деле хотят противники строительства храма и можно ли считать события в Екатеринбурге началом нового протеста в России