
Добавлено: С учетом того, что Милосердов был задержан в январе 2018 года, а затем арестован, ему останется отбыть около четырех месяцев, рассказал «МБХ медиа» его адвокат Алексей Чернышев. По его словам, приговор, скорее всего, будет обжалован.
Милосердова задержали 24 января 2018 года в его доме в Москве. Тогда же, по его словам, он узнал, что с осени 2015-го находится в федеральном розыске. Сам социолог не раз заявлял, что не скрывался, а работал. Его слова подтверждаются свидетельствами людей, которые встречали Милосердова в Москве. Адвокат обвиняемого Матвей Цзен объяснял, что следователям «не очень и хотелось его найти: формально он был в розыске, но фактически его не искали».
На следующий день после задержания Милосердова арестовали в зале суда. Изначально ему предъявили обвинения в организации экстремистского сообщества, возбуждении ненависти и вражды по отношению к группе лиц по национальному признаку, а также по признаку принадлежности к социальной группе. Однако затем часть обвинений сняли.
Казахстан и националист Поткин
Правозащитники связывают преследование Милосердова с делом одного из лидеров запрещенных националистических движений ДПНИ (движение против нелегальной иммиграции) и «Русские» Александра Поткина.
Политтехнолога действительно привлекали в качестве свидетеля по делу Поткина, который в 2012 году заказал у него исследование и доклад о ситуации в Казахстане. По словам Милосердова, в течение пяти дней он опрашивал общественных деятелей, затем подготовил доклад, получил гонорар и больше с Поткиным дел не имел.
Расследование по делу националиста длилось два года — с 2014-го по 2016-й. В итоге Поткина осудили на семь с половиной лет лишения свободы за хищения активов казахстанского БТА-банка и экстремизм. В апреле 2018 года он вышел из СИЗО, отбыв срок по второму обвинению, и был переведен под домашний арест.
Обвинения и нестыковки
По версии следствия, Милосердов вместе Поткиным создал экстремистское сообщество, целью которого было изменение конституционного строя в Казахстане. В качестве свидетельств существования сообщества приводятся два текста, в написании которых принимал участие Милосердов — «Проект “Злой Казах“» и «Ориентировочный план мероприятий по подготовке акций 16 декабря». При этом Минюст не включил тексты в список экстремистских материалов, запрещенных к распространению.
Защита настаивает на том, что российское уголовное право не охраняет конституционный строй Казахстана, следовательно, посягательство на его изменение не считается преступлением в России. Кроме того, согласно документам, которые есть в распоряжении «Сноба», у казахстанских властей нет претензий к Милосердову, они не обращались к российской стороне с запросом на его преследование или экстрадицию.
В качестве свидетелей по делу Милосердова привлекались свидетели из дела Поткина, один из которых утверждал, что узнал о деятельности обоих фигурантов из СМИ и открытых источников (расшифровку его выступления в суде по делу политтехнолога предоставила «Снобу» гражданская жена Милосердова Наталья).
Сам политтехнолог считает, что предъявленные ему обвинения — «плод совместного творчества» Следственного комитета и Управления защиты конституционного строя ФСБ. По словам Милосердова, именно сотрудники ФСБ требовали от него дать ложные показания в отношении Поткина.
Подготовили Ольга Морозова, Вадим Палько, Игорь Залюбовин