Top.Mail.Ru

Фото: Агентство «Москва»

Без-имени-1.jpg

Фото: Агентство «Москва»

Алла Сараева:

Нужно ли заменить «Архипелаг ГУЛАГ» Библией в школьной программе

Редакционный материал

Первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин поддержал инициативу добавить в школьную литературную программу тексты из Библии и Корана и предложил ради этого исключить из нее «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына.  Заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы Алла Сараева считает, что это предложение  безграмотно и неисполнимо в реалиях современной российской школы

2 Июль 2019 11:15

Новость о том, что Госдума поддержала предложение РПЦ ввести в школьную программу по литературе изучение Библии, Торы и Корана, заменив ими «некоторые произведения относительно современной литературы», мягко говоря, удивляет. По нескольким причинам.

Во-первых, цели и аргументы митрополита Волоколамского и зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина, митрополита поддержавшего, абсолютно разные, никак между собой не соотносящиеся. Митрополит Иларион задается вопросом: если в школе изучают «Слово о полку Игореве», то почему дети «не могут изучать ту же самую Библию, Тору или Коран?» Понимаю, что с точки зрения митрополита отсутствие в программе по литературе этих текстов — «большое упущение», но, при всем уважении к церковному иерарху, рационального зерна в его аргументации не улавливаю. Не говоря уже о том, что ознакомиться с этими памятниками можно в курсе «Основы религиозных культур» и что, вообще говоря, религиозное чувство — вещь очень личная, и изучать религиозные тексты уместнее в семье или со своим духовником. Господин Смолин аргументирует свою позицию совершенно иначе: изучение религиозных текстов должно знакомить детей с библейскими образами, которые позже встретятся при чтении русской классической литературы.  Очень хорошее предложение. В самом деле, изучаем же мы в пятом классе легенды и мифы Древней Греции, Древнего Рима, мифы древних славян, чтобы потом, когда дети будут читать, например, Пушкина, при упоминании древнегреческих богов, они понимали, о чем идет речь. Чтобы фразеологизмы Сизифов труд, кануть в Лету и множество других были им понятны. В этом смысле изучение и евангельских текстов, конечно, полезно: знакомый со Священным писанием школьник скорее поймет, почему Сонечка читает Раскольникову о воскрешении Лазаря. Но вот вопрос: много ли мы вспомним произведений русской классики, где встречаются образы или сюжеты из Торы или Корана?

Во-вторых, практическая сторона дела, на мой взгляд, представляется авторам проекта весьма туманно: кто подготовит учителя литературы к преподаванию религиозных текстов? Кто разработает методику? Кто будет отбирать тексты и по какому принципу?

И в-третьих, немаловажный вопрос: какие произведения из школьной программы следует изъять, чтобы включить в нее Библию, Коран и Тору? И вот тут становится понятно, откуда у этой идеи ноги растут и почему депутат Госдумы поспешил поддержать предложение митрополита. Изъять, оказывается, надо «Архипелаг ГУЛАГ» как произведение, которое «дает довольно мало представления о реальном историческом процессе». С моей точки зрения, это утверждение господина Смолина не выдерживает критики, потому что именно такие высокохудожественные тексты, как роман Солженицына, оберегают людей от окончательного превращения в манкуртов. Но в конце концов каждый человек имеет право на свое мнение. Так что, допустим, «Архипелаг» не историчен. Но тогда почему бы на том же основании не исключить из программы роман «Война и мир», в котором Толстой существенно исказил ход войны 1812 года и, в частности, Бородинского сражения, поскольку ему важно было выстроить свою философию истории? Вопрос, понятно, риторический. И кстати. Депутат предлагает ввести изучение религиозных текстов в пятых-шестых классах, во всяком случае — до восьмого. Но ведь «Архипелаг» изучают в 11-м классе. Так что даже технически его исключение из программы не поможет вписать в нее тексты из Торы, Корана и Священного писания.

Позицию депутата Смолина можно, разумеется, считать его личным мнением. Хотя с моей точки зрения оно свидетельствует о том, что первый зампред думского комитета по образованию, по-видимому, не вполне представляет себе содержание  школьной программы по литературе и организацию учебного процесса. Это, впрочем, не удивляет, как и то, что под предлогом желания восстановить «историческую правду» из программы убирают именно те произведения, которые побуждают начать разговор о тяжелых вопросах истории Отечества. Священные тексты же предлагается использовать в качестве затычки — чтобы из прошлого не дуло тревожным сквозняком. Как показывают мировая история и литература, такие побуждения возникали и возникают не только у депутатов Госдумы.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
1 комментарий
Александр Левитас

Александр Левитас

"Но вот вопрос: много ли мы вспомним произведений русской классики, где встречаются образы или сюжеты из Торы или Корана?"

Учитывая, что Тора - это одновременно и первые пять книг Библии христианской ("Бытие", "Исход", "Левит", "Числа", "Второзаконие"), совершенно несложно вспомнить произведения русской классики, в которых использовались бы такие обороты, как "райский сад", "змей-искуситель", "поклонялся золотому тельцу", "каждой твари по паре", "разверзлися хляби небесные", "продал за чечевичную похлёбку", "сущие Содом и Гомора", "остолбенел, как жена Лота", "казни египетские", "перст господень", "смешение вавилонское" и т.д. Собственно, даже "Не убий", "Не укради" или любая другая отсылка к десяти заповедям - это, не поверите, тоже отсылка к Торе, поскольку именно в Торе они и изложены.

Коран и реалии из Корана в русской классике почти не упоминаются (если не считать классикой "Старика Хоттабыча"), хотя я без труда могу вспомнить пару-тройку цитат наподобие лермонтовского "Он в кольчуге драгоценной, в налокотниках стальных: из Корана стих священный писан золотом на них" или "Казалось, вся она была слита, как гурии, из сумрака и света".

Но есть ещё и классика мировая - от "1000 и 1 ночи" до рассказов и повестей Киплинга - где отсылки к Корану встречаются достаточно часто, чтобы стоило если не ознакомиться с его полным текстом, то хотя бы получить минимальное представление о том, что это за книга, каков её статус в мусульманском мире и что в ней содержится.

Будучи человеком совершенно нерелигиозным, я готов поддержать изучение краткого содержания Ветхого и Нового завета (например, в изложении нерелигиозного же Зенона Косидовского) уже хотя бы для того, чтобы выпускники школы не задавали подобных вопросов.

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

В апреле «Левада-центр» зафиксировал рекордный уровень положительного отношения к деятельности Иосифа Сталина с начала 2000-х годов, а согласно результатам исследования, проведенного в мае, более половины россиян считают основной характерной чертой советской эпохи заботу государства о простых людях. С чем связаны подобные настроения, объясняет независимый политолог Дмитрий Орешкин
Правовой нигилизм россиян, основанный на стремлении во всем полагаться на авось, давно стал притчей во языцех. С одной стороны, наши сограждане привыкли жаловаться на произвол властей и собственную правовую незащищенность, а с другой стороны, ничего не предпринимать по этому поводу. Егор Коваленко, управляющий партнер Национальной юридической службы АМУЛЕКС, рассказал, как можно изменить правовую культуру в России, если подойти к этому основательно и не ждать быстрого результата

Новости партнеров

Большинство публикаций о сериале «Чернобыль» — восторженные. Антураж эпохи показан безукоризненно (если не считать кое-где мелькнувших в кадре стеклопакетов). Но вот по поводу «подлинной истории», подлинной сути событий, на изложение которой претендуют авторы сериала, остаются большие вопросы, считает Александр Полянский

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.