
По правилам подворотни
Российско-грузинские отношения рискуют пробить очередное дно. 7 июля в прямом эфире «Рустави-2» ведущий авторской программы «P. S.» Георгий Габуния оскорбил Владимира Путина, а также его покойных родителей. МИД России расценил произошедшее как беспрецедентную по своей низости выходку. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков назвал мат в эфире «большим позором для грузин». Случившееся на «Рустави-2» нашло бурный отклик и в соцсетях. У адептов ужесточения санкций против Грузии появились новые аргументы и новые сторонники.
Однако гнев и обида — не лучшие советчики при принятии важных решений. Поэтому прежде, чем призывать к наказанию «неразумных грузин», нужно четко взвесить все обстоятельства.
Безусловно, не отреагировать Москва не может. И дело тут не в оскорбленном достоинстве президента — серьезные люди не должны обращать внимания на такого рода площадную ругань. Дело в нормах поведения на международной арене, которая является, по сути, той самой питерской подворотней. Если государство оставляет без внимания подобного рода оскорбления, сделанные в прямом эфире одного из основных каналов страны, — то это государство демонстрирует всем свою слабость. Поэтому Кремль обязан отреагировать. Но отреагировать мудро и взвешенно. Не так, как ждут от него организаторы этой, безусловно, запланированной провокации.
Выборочные санкции
Реакция должна быть разделена на две составляющие: действия против канала и действия против Грузии. По первому пункту вопросов нет — нужно бить по рукам. Гендиректор телеканала Ника Гварамия, конечно, извинился перед телезрителями и дистанцировался от произошедшего. По его словам, программа «P. S.» авторская и тексты Габунии выходят в эфир без согласования с руководством. Михаил Саакашвили, которого считают реальным владельцем «Рустави-2», раскритиковал слова Габунии и отметил, что «эпатаж и истеричность только навредит нашему делу». Однако господин Гварамия добавил, что российский президент заслуживает мата и что перед Путиным он извиняться не намерен. Исходя из общепринятой во всем мире практики, в отношении телеканала «Рустави-2» могут быть введены санкции — как в отношении юрлица, так и в отношении тех, кто с данным юрлицом аффилирован.
Что же касается общегрузинских санкций, то здесь (как и в случае с инцидентом вокруг Гаврилова) многое будет зависеть от поведения простых людей и официальных властей страны. И ведут они себя сейчас на порядок более адекватно, чем во время событий 20 июня. Грузины пришли к зданию телеканала, закидали его яйцами и вениками, а также потребовали немедленно уволить Георгия Габунию и Нику Гварамию. И власти не отмалчиваются, не выступают с двусмысленными заявлениями, а жестко осуждают журналиста-провокатора.
Президент Саломе Зурабишвили, с заявлений которой о намеренной попытке России расколоть грузинское общество посредством «посадки» Гаврилова и начался нынешний виток российско-грузинской конфронтации, заявила, что Габуния совершил недостойный Грузии поступок и нанес вред собственной стране. Премьер-министр Мамука Бахтадзе назвал выступление «отвратительным провокационным актом». МИД Грузии также осудил высказывания Георгия Габунии, отметив, что они «не имеют ничего общего со свободой слова и представляют собой чистой воды провокацию».
Псевдопатриоты
Но лучше всех все-таки сказал мэр Тбилиси Каха Каладзе. Он назвал выступление «провокацией, замаскированной под "патриотизм", имя которой — вражда с собственной страной».
И действительно, за последние несколько лет нормализации российско-грузинских отношений в Грузии сформировалась целая группа людей, называющих себя «патриотами», выступающих за обострение отношений с Москвой и критикующих официальный Тбилиси за капитулянтскую политику. Эти люди осознают, но не признают тот факт, что такое обострение отношений наносит ущерб прежде всего грузинским интересам. Россия, в общем-то, живет и без нормальных отношений с Грузией, а вот Тбилиси без Москвы будет тяжело. Экономика страны во многом зависит от России и россиян, а в геополитическом плане Грузия без «российского балансира» попадет в зависимость — прежде всего в экономическом смысле, а затем и в демографическом — от Турции и Азербайджана. Эта зависимость не сулит ничего хорошего и России (хотя бы потому, что выходы к Армении и Ирану будут находиться под контролем Анкары), поэтому Кремлю нет никакого смысла идти на поводу у «патриотов» — как грузинских, так и отечественных, призывающих наслать на голову грузин все кары роспотребнадзорские.
Однако для того, чтобы пойти навстречу Москве и избежать экономических санкций, грузинские власти должны сделать еще один шаг. Осуждения действий Габунии недостаточно. В любой нормальной стране подобные высказывания в прямом эфире приводят к немедленному увольнению журналиста, а также к серьезным санкциям к каналу со стороны надзорных органов. Ника Гварамия может сколько угодно называть действия властей «попыткой цензуры», но закон есть закон. И если в Тбилиси покажут, что ставят этот закон выше каких-то личных фобий и антироссийских настроений, что перед законом все равны, то, возможно, им удастся не только погасить гнев Кремля. Разумные, демонстративно-показательные действия грузинских властей могут стать началом выхода из того кризиса, который начался в двусторонних отношениях после «посадки» Гаврилова. И тогда из-за слов Габунии эти отношения не пробьют дно, а все-таки оттолкнутся от него.