Все новости

Колонка

Аквариумные рыбки Германа Грефа. Зачем Сбербанку «умная колонка»

29 Августа 2019 12:30

Понятно, что в эпоху мобильного интернета разговоры о конфиденциальности немного запоздали. Но, прежде чем своими руками ставить «прослушку» у себя дома, стоит еще раз подумать о цене удобства

В 2020 году Сбербанк может выпустить на рынок «умную колонку». Этот гаджет, оснащенный голосовым помощником, должен стать центром экосистемы Сбербанка, который планирует превратиться в универсальную высокотехнологичную компанию вроде Google или Amazon. Программами для распознавания речи и голосового управления занимается купленный Сбербанком Центр речевых технологий.

«Умные колонки» в России явление довольно новое. Пока собственным подобным устройством может похвастаться только «Яндекс», выпустивший на рынок в мае прошлого года «Яндекс.Станцию» с установленным на ней виртуальным ассистентом «Алиса». Однако, судя по тому, как данное направление бизнеса развивается в США, рынок этот растет темпами, которые не уступают, а то и превосходят рынок мобильных приложений. Виртуальные помощники быстро учатся и постоянно обзаводятся все новыми функциями. Голосовое управление на порядок проще и удобнее ручного ввода. А начавшееся по всему миру разворачивание сетей 5G, которые «заточены» не только на более высокую скорость при передаче больших объемов данных, но и на работу с «умными» устройствами, объединенными в «интернет вещей», должно дать мощный импульс. Так что с точки зрения бизнеса решение Сбербанка о выпуске собственной «умной колонки» весьма своевременное.

Фото: Lucas Gallone/Unsplash

Не удивлюсь, если крупнейший российский госбанк начнет раздавать своим VIP-клиентам, а потом и всем желающим новый гаджет бесплатно. Что он получит взамен? Возможность слушать, записывать и анализировать все, что происходит в доме или офисе, где колонка будет установлена. Со временем это даст возможность получить подробнейший индивидуальный профиль каждого клиента, который невозможно составить на основе анализа банковских операций или даже активности в соцсетях. Вкусы и предпочтения — от эстетических и политических до сексуальных. Структура и индивидуальные особенности речи, привычки и пристрастия, круг общения и социальные связи — все это даст возможность найти индивидуальный подход к каждому клиенту. А поскольку Сбербанк вовсе не намерен ограничивать себя исключительно банковской деятельностью, перспективы открываются захватывающие. Помимо прочего, ожидается, что устройства будут оснащены системой распознавания биометрических параметров клиента. С одной стороны, это даст дополнительную защиту пользователям от несанкционированного доступа к данным или совершения тех или иных операций. С другой — предоставит банку дополнительные возможности для анализа клиента и его связей.

Понятно, что в эпоху мобильного интернета разговоры о конфиденциальности немного запоздали, но, прежде чем своими руками ставить «прослушку» у себя дома, стоит еще раз подумать о цене удобства. Добровольно превращаться в «аквариумную рыбку» Германа Грефа, жизнь которой может в любой момент стать предметом изучения или простого человеческого любопытства, согласится далеко не каждый. К тому же, учитывая принимающиеся в последнее время законы в области информационной безопасности, нет никакой уверенности, что индивидуальные профили клиентов Сбера будут использоваться только банком и только в коммерческих целях. Как это ни парадоксально, «умная колонка» Amazon или Google в России выглядит более безопасной.

Есть и еще один момент, о котором следует помнить. В основе голосовых помощников лежат системы искусственного интеллекта — обучающиеся и постоянно совершенствующиеся программы. Обучают эти программы люди, которые переводят человеческую речь на понятный машине язык. Поэтому наивно думать, что ваши нежные шепоты и яростные крики услышит только бесстрастный и преданный вам голосовой помощник. Весной этого года в США разразился скандал, когда выяснилось, что сделанные «умными колонками» Echo записи слушают и расшифровывают нанятые компанией по всему миру сотрудники.

Сбербанк гордится тем, что до настоящего времени хакеры ни разу его не взломали. Однако все когда-нибудь случается впервые. База подробных клиентских профилей со всеми их аудио-, фото- и видеоархивами, да еще и оснащенная биометрическими данными, — очень лакомый кусок. По мере развития сервисов, не требующих личного присутствия и доступных в интернете, его ценность будет только расти. Не удивлюсь, если через несколько лет кража личностей и совершение тех или иных действий под маской реального человека станет одним из самых распространенных преступлений. Уже сейчас мошенники, крадущие электронные цифровые подписи, умудряются лишать людей жилья. И доказать потом, что ничего никому не продавал, весьма затруднительно.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Сети 5G будут работать в России на тех же частотах, что и в Китае. Но это вовсе не значит, что страна попадет в технологическую зависимость от восточного соседа. Опасность, как водится, подкрадывается совсем с другой стороны
Вот поставят всюду китайские камеры распознавания лиц — и будут за нами следить. Москву должны охватить уже в этом году. На митингах уже сейчас можно заметить «кинооператоров в штатском», снимающих всех подряд. Такой «кинодокументалистики» о каждом гражданине будет всё больше. Да и «пакет Яровой» будет пухнуть от ваших Big Data. Заживем другой жизнью
Расширив свои возможности блокировки клиентских счетов, банки получат новый инструмент для злоупотреблений. Борясь с одним видом мошенничества, они открывают дорогу для другого