Все новости

Редакционный материал

Михаил Шевчук: Шаманские практики государства.

Как громкие дела последнего времени разрушают социальную архаику

Странная изоляция шамана Александра Габышева продолжила серию бессмысленных задержаний последних месяцев, выставляющих власть не в лучшем свете. Принцип «был бы человек, статья найдется» перестает работать, оказывается, что невиновные люди действительно существуют, и государство, кажется, этим обстоятельством обескуражено

23 Сентябрь 2019 11:25

«Схватка богатыря с абаасы нижнего мира», Тимофей Степанов, 1982 г.

Путь Александра Габышева, который пешком шел из Якутии в Москву «изгонять Путина», завершился на прошлой неделе на южном берегу Байкала. Об этом стало известно со слов очевидцев, спутников Габышева: несколько десятков человек в штатском, но с автоматами и дубинками окружили лагерь, схватили шамана и куда-то увезли.

Пропажа сопровождалась загадочными обстоятельствами. Через некоторое время на официальном сайте МВД Бурятии появилось сообщение: «На 202-м километре трассы М-53 “Байкал” сотрудниками полиции по поручению следователя задержан мужчина 1958 года рождения, находящийся в розыске за совершение преступления на территории Республики Саха (Якутия)». Мужчину, согласно сообщению, должны были доставить самолетом в Якутию.

О том, что задержанный и есть Александр Габышев, рассказывали только источники в правоохранительных органах. Официальные органы Бурятии и Якутии ничего более не проясняли, но можно было сопоставить события — в конце концов, о задержании двоих сторонников Габышева десятью днями ранее было известно достоверно, а значит, и шамана тоже вполне могли куда-то укатать.

Новость была странной не только из-за анонимности: непонятно, почему не скрывавшегося шамана не задержали раньше, если он был в розыске; бывшая до прошлого года трасса М-53 — это не «Байкал», а «Сибирь» («Байкал» — это М-55, ныне Р258); Габышеву, если это он, до сих пор был, по сообщениям СМИ, 51 год. От официальных полицейских сайтов можно бы ждать большей точности. Впрочем, после фотографий нарколаборатории, якобы обнаруженной в квартире журналиста Ивана Голунова, об этом говорить уже вряд ли стоит. 

Правоохранительные органы продолжали молчать и молчат до сих пор. Зато в администрации Якутии подтвердили, что задержали именно Габышева и он действительно доставлен в Якутск. Якутский Минздрав заявил, что шамана направили в психиатрическую больницу. Старинный, но по нынешним временам не очень убедительный прием — как будто все дело только в том, что человек называл себя «шаманом-воином» без соответствующего сертификата.  

Однако и лечебницу Габышев быстро покинул под подписку о невыезде. Какое преступление имеется в виду и было ли оно, до сих пор неясно. Туманное сообщение бурятского МВД до сих пор остается единственным свидетельством того, что здесь вообще замешаны силовики. Сам шаман рассказал по телефону своим соратникам, что он был в полиции и «судить его будут за экстремизм». О том же говорит и адвокат Алексей Прянишников — и по его словам, дело ведет ФСБ. Но ни ФСБ, ни другие органы ничего не подтверждают, даже факта наличия уголовного дела. Ситуация нетипичная: человек вроде бы жив-здоров, общается с друзьями и родственниками, его не стали прятать, но почему он ограничен в передвижении, кто и на каком основании распорядился увезти его в Якутск и что вообще происходит, решительно непонятно. 

В соцсетях по поводу задержания поднялся такой шум, как будто блогеры всерьез на шамана рассчитывали. Потому что надежды на только что прошедшие выборы оправдались хотя и целиком, но все-таки не полностью, и для изгнания Путина 20 оппозиционных депутатов в Мосгордуме оказалось недостаточно. Зато, возможно, ровно столько требуется якутскому шаману для проведения своего ритуала, иначе из Якутии ведь можно было и не выходить, духам расстояние не помеха. 

Александр Габышев (справа) Aleksandr Gabyshev Shaman / Youtube

Вообще, когда Александр Габышев трогался в путь из Якутска, ни о каком «изгнании» речь не шла. О нем писали лишь как о путешественнике-чудаке. Годом ранее он, правда, уже пробовал выдвигаться в Москву, и тогда вроде бы собирался по пути «распространять северные верования». Но опять же без политики. Тема «изгнания» появилась лишь в конце июня, уже под Читой, где шаман внезапно решил провести народное собрание.

Идея, как сейчас принято выражаться, «зашла»: пророк из таежной глубинки, в сопровождении горстки бескорыстных сторонников-апостолов идущий на борьбу со злом с одной только сермяжной правдой, — в этом есть что-то из «Игры престолов» и одновременно из Библии и немного от Распутина. Видеоролики «шамана-воина» стали собирать сотни тысяч просмотров и восторженных комментариев, а в Чите на митинг к нему пришло, по разным оценкам, 300–700 человек.

Немного удивительно, но отчего-то российские власти очень серьезно относятся к шаманам. Несколько лет назад, например, один депутат привел шамана в Законодательное собрание Петербурга изгонять злых духов, и был большой скандал, закончившийся вполне земным ужесточением правил посещения Мариинского дворца для журналистов (по традиции, больше всего руководство взбесил не столько сам шаман в Заксобрании, сколько то, что об этом написали). 

Возможно, это происходит потому, что и сами власти подсознательно придерживаются магических взглядов на жизнь, веря, к примеру, что если применить то или иное действие к одному человеку, то оно же распространится и на других людей по гомеопатическому принципу. И если, например, изолировать носителя нежелательных идей, то эти идеи никуда и не распространятся, а если схватить и для верности побить дубинками нескольких человек, то и все остальные сразу не захотят ходить ни на какие митинги.

С этой точки зрения шаманским ритуалом, социальной уличной магией может выглядеть сам по себе путь Александра Габышева: вот, вышел никому не известный человек из Якутии, по московским меркам — из леса, начал что-то рассказывать и уже собрал митинг.

В последнее время государство взяло в привычку хватать и куда-то тащить людей, которые впоследствии оказываются совершенно невиновными. Задержание Александра Габышева мало чем отличается — по крайней мере, если вдруг не выяснится, что в Якутии за ним числился какой-нибудь откровенный криминал, — от задержаний журналиста Ивана Голунова или актера Павла Устинова, который получил 3,5 года колонии за то, что будто бы вывихнул плечо росгвардейцу Александру Лягину.

Светское общество магическим принципам подчиняться в обоих случаях не желало и устраивало кампании гражданского протеста. Дело Голунова вылилось в итоге в откровенную катастрофу для полиции: пришлось признать, что все обвинения выдуманы, а фотографии «пришиты» из другого дела, и уволить нескольких высокопоставленных генералов. Дело Устинова вызвало не меньшее возмущение, в поддержку актера, вообще не участвовавшего в митинге, стали высказываться люди, от которых этого, прямо скажем, не ждали: с открытыми письмами выступили, например, российские священнослужители и врачи, «несправедливым» назвал приговор даже секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак. Генпрокуратуре пришлось срочно отыгрывать назад и просить об отмене реального срока для Павла Устинова. 

Дело Александра Габышева, раз до сих пор еще не придумали, в чем бы его обвинить, имеет все шансы повторить этот сценарий.

Еще несколько лет назад такие развороты нельзя было и представить себе. Был один случай три года назад, когда похожим образом Алексею Навальному и Петру Офицерову уже после приговора заменили реальный срок на условный, но это исключение лишь подчеркивало общее правило. Власть рефлекторно продолжает хватать, но уже не всегда знает, что со схваченными делать.

Годом раньше благодаря общественной кампании оправдать пришлось карельского историка Юрия Дмитриева — правда, тут же возбудили новое уголовное дело. Но система начинает промахиваться и явно еще не очень представляет, как вести себя в новых условиях общественного давления, отчего и попадает в глупое положение — все регулярнее и регулярнее.

Из фундамента «правового государства по-российски» сейчас вынимают краеугольный камень под названием «наказаний без вины не бывает», то есть тезис о непогрешимости государства (и следовательно, об априорной виновности неважно в чем любого гражданина). Принять это без боли государству так же трудно, как средневековому человеку — согласиться с тем, что колдовства не существует, и перейти к логическому типу мышления. Но принять придется, иначе рано или поздно глупые положения сделают архаичным пережитком саму власть. Общественности, кстати, к этому моменту тоже стоит начать верить не в таежных пророков, а в реальные институты.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Последние новости вокруг «московского дела» можно уложить в голове, только если допустить, что мы живем в двух Россиях, которые чередуют друг друга лихорадящими циклами. Либо же это несчастье постигло наши власти
Суд приговорил актера Павла Устинова к 3,5 годам лишения свободы за то, что тот, сопротивляясь задержанию, якобы вывихнул плечо росгвардейцу Александру Лягину. По прокурорским меркам приговор несуровый — обвинение просило для Устинова 6 лет. Коллеги Устинова считают, что это чересчур. «Сноб» приводит несколько цитат из обращений актеров в поддержку Павла Устинова, с которых начался масштабный флешмоб, подхваченный Максимом Галкиным и рассоривший Влада Топалова и Сергея Лазарева
В Мосгордуме прошло первое заседание депутатов седьмого созыва. Корреспондент «Сноба» Никита Павлюк-Павлюченко побывал в думе и поговорил с представителями так называемых независимых партий об их законодательных планах, ощущениях от нового поста и ожиданиях от работы с единороссами