Все новости

Редакционный материал

Губернатор Забайкальского края Александр Осипов: Цивилизационно наш взгляд гораздо более гармоничен, чем европейский

С момента распада СССР и отказа от коммунистической идеологии Россия не переставая ищет общенациональную идею, которая могла бы сплотить российское общество. «Сноб» на Московском финансовом форуме встретился с губернатором Забайкальского края Александром Осиповым и обсудил с ним проблемы модернизации в России и культуру деловой этики в мире

23 Сентябрь 2019 11:50

Фото: Илья Питалев/РИА Новости


Ɔ. На протяжении последнего десятилетия создается впечатление, что в России национальной идеей стал консерватизм. Не кажется ли вам, что время и люди изменились и что ответы на текущие вызовы государство должно искать исходя из реалий современного мира? Возможна ли модернизация, о которой так часто говорит правительство, в условиях консервации общества?

Модернизационные рывки, во всяком случае те, которые произошли во второй половине XX и начале XXI века, не могли произойти без опоры на патриархальное поведение, соблюдение традиционных ценностей и сохранение культуры страны. Посмотрите на Шанхай или Гонконг, которые остаются «китайскими», или, например, Южную Корею, Японию, где общество глубоко ценит традиции. Та же самая Германия цепляется за свои «германские» качества, которые, по их мнению, необходимы для достижения успеха.


Ɔ. Русская православная церковь, влияние которой усилилось в последнее время, тоже выступает за патриархальность и традиции, но также и критикует права человека в их западном понимании. Вы считаете, что в современном российском многонациональном обществе церковь должна выступать нравственным ориентиром?

Я не говорю о том, что именно православная церковь должна выступать в этой роли. Например, если говорить о Германии — есть большое количество трудов, где пишут, что ее экономический успех заключается в сочетании протестантизма, именно его христианской части, с рачительностью и некоторыми другими вещами.


Ɔ. А как же США? Вы считаете, что американцы достигли такой мощи, в том числе и в технологическом плане, за счет опоры на традиции?

Модернизационный рывок подразумевает переход от одной экономической и социальной модели к совершенно другой. С этой точки зрения в Америке нет модернизационного рывка. Они просто прут 300 лет по одному пути. 


Ɔ. Тогда как добиться модернизационного рывка России, которая за один век пережила две мировые войны и революции?

Прежде всего, должно быть очень собранным поведение в обществе и в семье, которое сильно опиралось бы на традиции и культуру. При этом должно происходить заимствование всего того, что обновляет общество с технологической точки зрения, инвестиций и так далее. Это должен быть поиск «оптимального сплава». Сравните, если хотите, со строительством суперсовременного здания, которое опирается на крепкий фундамент. Почему многие компании сегодня несут непроизводственные издержки? Потому что есть безответственность персонала, несоблюдение норм качества, низкий уровень трудовой и деловой этики. Очень трудно сравнить по конкурентоспособности людей, которые работают на производстве у нас, и японских или германских работников. Во многих случаях сравнение будет не в нашу пользу, потому что эффективность заключается не только в условиях труда. 


Ɔ. Чем обусловлена такая разница?

Основополагающим фактором является культура. В культуре Японии, Китая или Германии ответственность заложена уже с детства. Не нужно отсеивать 100 человек и из оставшихся отбирать трех, которые в будущем не будут думать, как бы что украсть или профилонить, когда начальник отвернется. Понимаете? Это либо есть как внутренняя потребность человека, проистекающая из его системы ценностей, его нравственности, либо этого нет. Наличие такой потребности — сильное конкурентное преимущество. 


Ɔ. В СССР коммунисты 75 лет строили нового человека, выкорчевывая все связи с прошлым, и при этом идеи труда и производительности были одними из главных. Вы считаете, что с момента развала Союза у общества есть необходимость в новых объединяющих идеях и целях?

Ничего так более не разваливает, как фрустрация после наступления какого-то события, способного перевернуть все мировоззрение. Сравните это с тем, например, что чувствует ребенок, увидев в замочную скважину, чем занимаются родители. К каким поступкам это может его привести? Смотришь иногда на судьбу великого человека, когда ее отыгрывают обратно, и понимаешь, что именно такого характера явления или поступки способны переворачивать фундамент человека — и он уходит вразнос. Отсутствие любви, последовательности, чистоплотности обоих родителей — это уже катастрофический изъян в жизни человека, и не каждый найдет в себе силы компенсировать это в себе в будущем. 


Ɔ. Вы считаете, что нравственное воспитание молодых людей — задача родителей и государства?

Сейчас нет ощущения необходимости совершенства всей системы воспитания в жизни человека. Препарирование — чтобы что-то изучить, нужно что-то отпилить — это европейский способ все рассматривать. 


Ɔ. Вам не кажется, что это в России любят что-то «отпилить» от универсальных ценностей?

Цивилизационно наш взгляд гораздо более гармоничен, чем европейский, поскольку в нем всегда модель идеалистического, человечного превалировала над обратным. Такой подход имел свои положительные последствия, потому что люди между хорошими отношениями или суммой прибыли выбирали отношения. Последние 15–20 лет, когда произошел полный слом в сознании общества, казалось, что за 100 рублей можно что угодно продать. Эти сломы имели дезориентирующий, если не сказать разрушающий эффект, после которого мы до сих пор не смогли сориентироваться. Только сейчас мы потихоньку пытаемся что-то выстроить. Как мы будем выстраивать новую систему ценностей и исходя из чего будем это делать — большой вопрос. Даже если мы скажем, что есть правильная книга, откуда можно взять всю информацию, практическое применение книги подразумевает большой путь с  большими издержками. Единственный способ для нас — это практика, подразумевающая пробы и ошибки. Нужно оценивать полученные результаты, чтобы понять, что работает в наших условиях. Только тогда мы создадим правильное общество, с гармоничными отношениями. Если обобщать, то будущее — за экономическими демократиями. 


Ɔ. «Суверенная демократия» Суркова у всех на слуху, а про «экономическую» демократию я слышу впервые. Что это такое?

В европейских демократиях, если мы говорим о примерах, где был сформирован некий базовый стандарт европейского государства, главным слоем является экономический истеблишмент. В США военно-промышленное лобби имеет бо́льшее значение. Однако именно Европа — это то, что я называю экономической демократией. Она направлена на постоянный рост и увеличение своего места и роли.

Беседовала Виолетта Рушева

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Ксения Собчак поговорила с Сергеем Минаевым о том, как сложно в нашей непонятной ситуации оставаться несгибаемым государственником-сурковцем
Ксения Соколова и бывший главный редактор газеты «Коммерсантъ» Андрей Васильев встретились в Женеве и обсудили сияющее прошлое и зияющее будущее российской журналистики
Ксения Собчак и Антон Красовский встретились с представителями мировых религий, дабы выбрать, какая из них им больше подходит