На днях в России был запущен флешмоб: пользовательницы соцсетей фотографировались в карнавальных костюмах к Хеллоуину и публиковали снимки с хештегом #ЗаконИлиСмерть. Таким образом женщины пытались привлечь внимание к тому, что в России до сих пор не принят закон о противодействии домашнему насилию. 

После прогремевшего на всю страну дела сестер Хачатурян Госдума решила реанимировать закон о профилактике домашнего насилия. В 2016 году подобный проект уже был внесен в Думу, но не прошел первое чтение. До 2017 года побои «в отношении близких лиц» регулировались ст. 116 Уголовного кодекса, но два года назад был принят закон о декриминализации побоев в семье. После этого побои близких родственников перестали быть уголовным преступлением и стали всего-навсего административным правонарушением, если они были совершены впервые.

В новом документе СПЧ предлагает считать семейно-бытовым насилием умышленное противоправное действие или бездействие, или угрозы в отношении близких родственников или их имущества. Разработчики предлагают выдавать защитные ордера, которые запрещают преследователю приближаться к пострадавшему ближе чем на 10 метров, а также вводят для нападавшего необходимость пройти специализированную психологическую программу.

Можно с сожалением констатировать, что в современной России укоренился новый тренд. Чем больше появляется инициатив законодателей по поводу домашнего насилия, тем тверже уверенность в бессилии государства в создании эффективных и работающих норм по защите потенциальных жертв. Ведь оттого, что мы назовем побои красивым словом «семейно-бытовое насилие», ситуация в нашей стране вряд ли изменится.

Почему за сквернословие на улице гражданина могут арестовать, а за покушение на самое важное, охраняемое государством право на жизнь и личную неприкосновенность назначается штраф

Для того чтобы действительно сдвинуть c мертвой точки вопрос о снижении числа жертв домашнего насилия, необходимо, по крайней мере на данном этапе, задуматься об упрощении механизма привлечения виновных к ответственности. Ведь большая часть жертв — а это женщины, дети и старики — попросту не обращается за защитой и помощью в правоохранительные органы, прекрасно осознавая, что придется потратить огромное количество сил и времени просто для того, чтобы их хотя бы услышали. Именно это и провоцирует безнаказанность домашних тиранов и вызывает сомнения в эффективности предложенных законодателями превентивных мер.

Как уже было сказано, в новом законопроекте предлагается ввести защитный ордер. Казалось бы, профилактика всегда нужна. Но нетрудно предположить, с чем мы, правоприменители, столкнемся в первую очередь на практике. А столкнемся мы с неразрешенными вопросами. При каких условиях должно быть выдано защитное предписание: при условии уже совершенного правонарушения, то есть когда жертва уже пришла с побоями в полицию, или при возникновении потенциальной угрозы? Где гарантия того, что, увидев защитный ордер, муж (как правило, маргинал) в одночасье станет законопослушным гражданином? И главное, за счет каких ресурсов будет осуществляться контроль за исполнением ограничений? То же самое можно сказать и о специальных психологических программах для правонарушителей.

В целом, нужны более решительные меры в борьбе с таким страшным, но, увы, очень распространенным в нашей стране явлением, как домашнее насилие. Что мешает оперативно принять меры к виновному лицу, например, посадить его под арест? Почему за сквернословие на улице гражданина могут арестовать, а за покушение на самое важное, охраняемое государством право на жизнь и личную неприкосновенность назначается штраф? Требования не приближаться к жертве ближе чем на 10 метров и вовсе кажется абсурдным. А что, если жилплощадь не позволяет отдалиться на заданное расстояние? А если жертва живет на жилплощади своего мучителя, то куда ей идти, на улицу? В итоге, как водится, вопросов больше, чем ответов. Изучение нового законопроекта приводит к неутешительному выводу: государство пытается заместить терминологией реальные меры по борьбе с домашним насилием.