Все новости

Колонка

Четвертый — крайний?

Чего ждать от саммита в нормандском формате

20 Ноября 2019 13:42

Украина наконец-то дождалась проведения очередного раунда саммита в рамках нормандского формата. Правда, непонятно, зачем украинской делегации туда ехать и что она оттуда привезет

Владимир Зеленский наконец-то добился проведения нового раунда нормандских переговоров с участием Украины, России, Франции и Германии. После выполнения Киевом предварительных условий (разведения сил с самопровозглашенными республиками на трех участках линии соприкосновения) Москва согласилась встретиться — переговоры пройдут 9 декабря в Париже. Причем пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков даже заявил, что по итогам встречи может быть принят документ. Вряд ли речь идет, конечно, о полноценной «дорожной карте» по завершению гражданской войны на Украине — в лучшем случае будут оглашены некие принципы урегулирования и обозначены приоритеты работы сторон.

Партнер или заложник?

В Киеве, конечно, намекают, что среди этих приоритетов и тем для обсуждения может быть «операция по поддержанию мира». Действительно, вопрос более чем актуален — наличие миротворцев снизит возможности для украинской армии регулярно обстреливать Донбасс. Однако Российская Федерация, опираясь на Минские соглашения, выступает против полноценной миротворческой миссии. В лучшем случае она поддержит размещение контингента из нейтральных или дружественных Москве сил (тех же белорусов, которых предлагал Лукашенко) на линии соприкосновения, да и то после официального согласования этого размещения между Киевом и республиками Донбасса. 

Обойти позицию Кремля Киев не может, как и надеяться на то, что Путина удастся продавить силами европейских партнеров. Собственно, министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко уже признал, что на встрече не будет «игры 3 на 1» против России. Реалии гораздо более печальны для официального Киева: Путин, Макрон и Меркель скорее объединятся против него. Ведь, к сожалению, Владимир Зеленский поедет в Париж с пустыми руками, как человек, который не способен ни реализовать европейские интересы по «очищению» украинского проекта от негативных имиджевых составляющих (коррупции, власти улиц), ни выполнять уже взятые на себя обязательства.

Сложно понять, каким образом украинский президент будет идти дальше по пути реализации Минских соглашений. Например, принимать новый закон об особом статусе Донбасса

Украинский президент на сегодняшний день является заложником внутриполитической ситуации. Попытки хотя бы приступить к выполнению Минских соглашений (развести войска на нескольких участках) сразу же натолкнулись на резкое сопротивление украинских националистов — сопротивление, которое Зеленский не смог, а точнее, побоялся подавить. 

Сложно понять, каким образом украинский президент будет идти дальше по пути реализации Минских соглашений. Например, принимать новый закон об особом статусе Донбасса (текущий заканчивается в декабре 2019 года). Да, депутаты обещают рассмотреть его в турборежиме после встречи в нормандском формате, и тут же спикер Верховной рады Дмитрий Разумков называет «красные линии», которые не будут перейдены при принятии этого закона. Среди них — «компонент безопасности», под которым украинский политик подразумевает контроль за российско-украинской границей. Однако по Минским соглашениям контроль над границей самопровозглашенных республик Киев начнет получать только после выборов, и получит лишь тогда, когда проведет конституционную реформу. Поэтому выставленные Разумковым «красные линии» фактически торпедируют минский процесс.

Встреча глав МИД "нормандской четверки" в Берлине в 2018 году. Павел Климкин, Жан-Ив Ле Дриан, Сергей Лавров и Хайко Маас (слева направо) Фото: Александр Щербак/ТАСС

Тактический интерес и стратегическая слепота

А торпедируя Минск, Зеленский не только ставит под вопрос завершение гражданской войны на Донбассе, он фактически своими руками помогает Владимиру Путину налаживать отношения с европейскими партнерами.

Украинские журналисты уже признают: ошибка Порошенко и его дипломатии была в том, что они позволили привязать антироссийские санкции к Минским соглашениям. Не к «прекращению агрессии», а именно к выполнению соглашений. И если при Порошенко Европа как заведенная повторяла: «Россия не выполняет соглашения, а мы не снимаем санкции», то сейчас Брюссель уже в гораздо большей степени заинтересован в реальном взгляде на вещи. Сейчас, как верно отмечают украинские политологи, совпали тактические интересы России и Франции в деле оказания давления на Украину по завершению конфликта. И на этом фоне Киев не просто открыто саботирует мирный процесс, но и устами министра иностранных дел пана Пристайко, а также лидера партии «Голос» Святослава Вакарчука говорит о выходе из Минских соглашений, давая тем самым прекрасный аргумент противникам антироссийских санкций эти санкции свернуть. Напомним, что очередное продление части санкционного пакета должно состояться в декабре, и достаточно голоса лишь одной страны ЕС для того, чтобы продление не состоялось.

Собственно, Москва — как это она обычно делает — будет играть вторым номером и набирать очки за счет ошибок оппонента (в данном случае — господина Зеленского). Кому-то может показаться, что эта стратегия выигрышна. Какими бы ни были результаты усилий украинского президента (начало реализации Минских соглашений или же публичное признание невозможности их имплементации), Кремль окажется в выигрыше.

Если кому-то кажется, что провал попыток Зеленского навести порядок на Украине выгоден России, то это не так

Но на самом деле это иллюзия выигрыша. Играя в тактические игры «черными», Россия не только отдает инициативу в руки нестабильного партнера, но и неверно расставляет приоритеты. Если кому-то кажется, что провал попыток Зеленского навести порядок на Украине выгоден России, то это не так. Дальнейшая дестабилизация украинского пространства с усилением и расширением там гражданского противостояния чревата серьезными проблемами для российской экономики (всегда плохо реагирующей на наличие нестабильного пространства между нею и основными торговыми партнерами в Европе), гражданского общества (которое продолжит радикализироваться из-за дестабилизации Украины) и интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Не говоря уже о том, что, в какой бы хаос ни скатилась Украина, именно России (а не Западу, который в нужный момент просто отморозится) придется прикладывать усилия для поднятия Киева со дна.

Сейчас российские власти должны быть не менее украинских заинтересованы в том, чтобы на территории Украины воцарился хоть какой-то порядок и подобие вертикали власти. А значит, они должны всячески помогать Зеленскому этот порядок навести. Естественно, не забывая о других российских национальных интересах, которые включают не только заботу о Крыме, но и гарантию безопасности и развития для самопровозглашенных республик Донбасса.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Запад дал России возможности для внешнеполитического маневра. Однако пользоваться ими по полной программе Кремль не может
Очередной раунд российско-украинской газовой войны пройдет в Брюсселе сегодня, 8 ноября — и, скорее всего, закончится вничью. Переговорные позиции обеих сторон крайне сложно совместить, причем в обоих случаях главным препятствием является не столько экономический расчет, сколько политическая целесообразность
Подписание в Минске «формулы Штайнмайера» стало серьезным шагом на пути реализации Минских соглашений и вызвало ярый гнев украинских националистов. Они угрожают заблокировать реализацию формулы, хотя должны делать все для того, чтобы в ДНР и ЛНР прошли выборы. Ведь эти выборы — лучший способ легитимно и чужими руками не только сорвать выполнение «формулы Штайнмайера», но и похоронить Минские соглашения