Фото: Александр Авилов/Агентство городских новостей «Москва»
Фото: Александр Авилов/Агентство городских новостей «Москва»

«Дорогие товарищи»

Вслед за «Союзом спасения» выходит еще один фильм о стрельбе по массовым скоплениям людей, предъявляющих претензии к власти, — удивительное и ничем не объяснимое совпадение. Андрей Кончаловский снял картину о событиях в Новочеркасске летом 1962 года: после повышения цен на мясо и масло рабочие электровозостроительного завода стали требовать увеличения зарплаты, и забастовка плавно переросла в народный бунт. Когда толпа демонстрантов уже готовилась штурмовать здание горкома партии, солдаты открыли по ней огонь. По официальным данным, тогда погибло двадцать шесть человек, хотя ходили слухи чуть ли не о сотнях трупов, вывозившихся на самосвалах. Кончаловский снова вовсю эксплуатирует непрофессиональных актеров, однако в главной роли у него все-таки Юлия Высоцкая: она играет сотрудницу горкома, чьи светлые партийные идеалы внезапно вошли в противоречие с реальностью.

«Джентльмены» (The Gentlemen)

У Гая Ричи был, конечно, фильм, где он обошелся без изображения преступного мира, но, откровенно говоря, его «Унесенные» были преступлением сами по себе. В остальном он практически не изменял любимой теме, даже в «Мече короля Артура» и «Аладдине». «Джентльмены» — это практически дистиллированный Гай Ричи: действие наконец-то происходит в наши дни и в Лондоне, а главными героями снова стали преступники с большими странностями. Мэттью МакКонахи — судя по костюму, косплеящий режиссера, — играет американца, который основал в Англии небольшую сельскохозяйственную империю, специализирующуюся на каннабисе, а, решив ее продать, обнаружил вокруг себя массу добрых людей, готовых забрать ее даром. В других ролях снялись бывший король Артур Чарли Ханнэм, которого мы рано или поздно увидим в «Шантараме», Мишель Докери, вырвавшаяся из-за стен аббатства Даунтон, пародирующий самого себя Колин Фаррелл, а также Хью Грант — бородатый, опасный и разговаривающий на таком безупречном кокни, о каком не мог и мечтать его персонаж из «Голубоглазого Микки».

«Свистуны» (La Gomera)

Румынские фильмы — это не только предсмертные мытарства в сумеречном Бухаресте, на которые был обречен, кажется, не только Данте Ремус Лазареску из фильма Кристи Пую, но и большинство его кинематографических компатриотов. Корнелио Порумбойю снял изобретательную и авантюрную (немножко черную, но от этого, видимо, уже никуда не деться) комедию о таинственном острове, благородных разбойниках, роковых красавицах и пропавшем сокровище. Коррумпированный полицейский Кристи оказывается на Канарах, где учит тайный язык местных преступников, изъясняющихся свистом: с помощью этого навыка он сможет вытащить из тюрьмы жулика, который укажет путь к десяти миллионам евро. «Свистуны» в 2020 году имеют все шансы стать тем, чем были «Паразиты» в 2019-м, — народным и очень кассовым арт-хаусом.

«Прощание со Сталиным» (State Funeral)

С прокатом в России «Смерти Сталина» все получилось очень непросто, но к картине Сергея Лозницы формально не придраться: его документальный фильм состоит исключительно из официальной хроники. Гроб в Колонном зале Дома Союзов, нескончаемый поток скорбящих, патетические стихотворения, слезы на глазах граждан, которым вместо родной сохи оставили в наследство бомбу, — черно-белые и цветные архивные кадры смонтированы в нечеловеческий аттракцион, где режиссер притворяется холодным наблюдателем. О жертвах возникшей на похоронах чудовищной давки Лозница даже не упоминает, но они все равно здесь есть — в одном из многочисленных измерений, которые незримо присутствуют в фильме. Так же, как присутствуем мы сами: судя по всему, окончательно попрощаться со Сталиным удастся еще нескоро.

«Артемис Фаул» (Artemis Fowl)

Компания Disney купила права на приключения Артемиса Фаула еще до того, как первый роман о нем вышел из печати, и теперь собирается сделать из мальчика нового Гарри Поттера. На самом деле, герой книг Йона Колфера — полная противоположность травмированному в детстве колдуну из-под лестницы. Фаул не владеет никакой магией и не балуется со своей волшебной палочкой: он — двенадцатилетний вундеркинд и преступный гений, который похитил лепрекона, чтобы получить в качестве выкупа горшок с золотом, и узнал о существовании секретного подземного мира, где живут эльфы, кентавры и страдающие метеоризмом гномы. Совести, моральных ограничений и веры в высокое предназначение у Артемиса нет. Все, что он хочет, — украсть побольше денег и помочь родителям, поскольку папа у него пропал без вести где-то в России, а мать с тех пор немного не в себе. В общем, можно уже принимать ставки, сколько рецензий на фильм Кеннета Браны, где сыграют Джуди Денч и Джош Гад, будут называться «Грязный Гарри».

«Последняя “Милая Болгария”»

Селекционер по имени Леонид Ец выводит в Алма-Ате, городе яблок, новый сорт «Милая Болгария» и заодно пытается разгадать тайну смерти жившего здесь писателя. После обласканной критикой «Войны Анны» режиссер Алексей Федорченко взялся за Михаила Зощенко. Писатель считал повесть «Перед восходом солнца» своей главной работой: проникнувшись идеями Павлова и Фрейда, он пытался с ее помощью разобраться в своих страхах и травмах. Закончилось все печально: после публикации первых двух частей Зощенко уволили с работы и лишили пайка, а в 1946 году еще и вспомнили в знаменитом постановлении ЦК ВКП (б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», заклеймив писателя «пошляком и подонком литературы», а его повесть — «омерзительной». Назвать фильм Федорченко экранизацией книги «Перед восходом солнца» сложно: у Зощенко, конечно, не было никакого селекционера, однако и Алма-Ата, и тайны погибшего писателя — именно оттуда, из ставшей для него роковой повести.

«Дюна» (Dune)

Фото: Warner Bros. Pictures
Фото: Warner Bros. Pictures

Величайшей экранизацией «Дюны» навсегда останется версия Алехандро Ходоровски — потому что он ее так и не снял, — однако другие режиссеры тоже не оставляют попыток. В 1984 году книгу Фрэнка Герберта о противостоянии Дома Атрейдес и Дома Харконнен на планете Арракис, где растет драгоценный спайс, а гигантские черви бороздят песчаные пространства, экранизировал Дэвид Линч, в 2000-м вышла трехсерийная телеверсия Джона Харрисона (спустя три года появилось ее продолжение «Дети Дюны»), а теперь настала очередь Дени Вильнева. Режиссер «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049» обещает нам «“Звездные войны” для взрослых» — что, в общем, логично, учитывая, что Джордж Лукас в свое время немало почерпнул у Герберта. Помимо Тимоти Шаламе, который сыграет Пола Атрейдеса (он же — мессия Муад’Диб), в «Дюне» появятся Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Зендея и Джейсон Момоа — куда ж без него в фильме про кочевников?

«Петровы в гриппе»

Фото: Сергей Пономарев/Пресс-служба Hype Film
Фото: Сергей Пономарев/Пресс-служба Hype Film

Есть у Кирилла Серебренникова какая-то тяга к общественному транспорту: ленинградский троллейбус из «Лета» долго шел на восток и, в конце концов, превратился в екатеринбургский автобус из книги Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Отмеченный премиями «НОС» и «Национальный бестселлер» роман о гриппозной одиссее автослесаря режиссер решил превратить одновременно и в спектакль, который ставит в «Гоголь-центре» Антон Федоров, и в кинофильм, съемки которого начались осенью в Москве, — не очень понятно, как из нее сделают заснеженный Екатеринбург, но, в конце концов, подписку о невыезде с Серебренникова вроде бы сняли. Чету Петровых на экране будут изображать Семен Серзин и Чулпан Хаматова, а еще одну из ролей сыграет Иван Дорн, которому Серебренников уже пророчит большое актерское будущее. 

«Довод» (Tenet)

Для того, чтобы с нетерпением ожидать выхода нового фильма Кристофера Нолана, в принципе, достаточно знать, что это фильм Кристофера Нолана. Тем более что подробности все равно держатся в тайне: известно только, что главный герой, которого играет Джон Дэвид Вашингтон (черный клановец из «Черного клановца» и сын Дензела Вашингтона), хочет предотвратить Третью мировую, поскольку человечеству угрожает «что-то пострашнее ядерного холокоста». Трейлер не слишком проясняет ситуацию: персонаж Вашингтона то ли уже умер, то ли находится при смерти, а таинственная организация, на которую он работает, то ли умеет манипулировать временем, то ли просто движется из будущего в прошлое, надеясь задавить зло в зародыше. Можно, конечно, написать, что кроме Вашингтона там играют Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Майкл Кейн и Юрий Колокольников, но не факт, что это нам не приснилось.

«Вестсайдская история» (West Side Story)

Фото: The Walt Disney Studios
Фото: The Walt Disney Studios

Стивен Спилберг все-таки велик и могуч: на восьмом десятке замахнуться на жанр, к которому никак не мог подступиться и в молодые годы, да еще выбрать мюзикл, первая экранизация которого давно стала классикой, способен не каждый. В новой версии роль Тони, нью-йоркского Ромео, сыграет Энсел Элгорт из «Малыша на драйве», а его Марией-Джульеттой станет дебютантка Рэйчел Зеглер, которую отобрали из тридцати тысяч претенденток. Рита Морено, получившая «Оскар» за роль Аниты в «Вестсайдской истории» 1961 года, на этот раз станет Валентиной, хозяйкой аптеки, где работает Тони. Фильм выйдет в декабре, и есть шанс, что год мюзиклов, который начнется с вызывающих оторопь «Кошек», все-таки закончится на мажорной ноте.