В такие минуты не хочется смотреть на взрослых, как они там орут вслед за командиром: «Палкой сверху! Бей! У! Палкой снизу! Бей!!..» И как, вооруженные громадными щитами, в касках и прочем снаряжении метелят в школьном спортзале воображаемых уголовников. Наблюдать за детьми хотя бы приятней.
Девочки перешептываются, одна улыбается, другая томится. Ребята задумчиво взирают на расшалившихся сотрудников ФСИН, кто-то отвернулся. Мальчик с рассеченной губой опасливо поглядывает на бойцов.
И еще в такие минуты хочется думать о плохом. О том, что полицейское государство, давно уже оккупировавшее площади и улицы больших городов, добралось наконец и до школ. Вот как в Златоусте, где труженики тюремного спецназа демонстрировали пятиклассникам методику подавления бунтов. Или в Новотроицкой средней школе в Татарстане, куда силовики пришли потренироваться на девятиклассниках, как бы устроивших массовые беспорядки. Лезут в голову мысли, что полицейский режим совсем слетает с катушек, одновременно стремясь и запугать школоту, и завербовать учащихся. Глядите, мол, какие мы страшные со своими дубинками, так что на митинги ходить не советуем, зато советуем сидеть тихо, ежели кто из вас, повзрослев, попадет в колонию — это преподносится типа в профилактических целях. А с другой стороны, юношей приглашают на службу, когда они, опять-таки, подрастут и если не сядут. Смотрите, дескать, у нас на работе выдают клевую спецодежду и разрешают безнаказанно бить людей. Круто, правда же.

Все это складывается в некую картинку, по ключевым словам «дети», «издевательство», «патриотизм», соединяясь с похожими отчасти сюжетами из области агрессивного победобесия, — и оттого особенно убедительную. Вспоминается какая-нибудь волгоградская депутатка Анна Кувычко, которая вместе с малышней и тинэйджерами спела песню про дядю Вову и последний бой, где они все погибнут за указанного дядю. Село Михайловка припоминается, из того же региона, и детсадовцы, которых воспитатели ставили на колени в снег, дабы выложить из них цифру «75» — к юбилею победы в Сталинградской битве. Екатеринбургские девушки, марширующие по снегу в белых блузках и коротких синих юбках, приходят на память. Вообще много чего невозможно забыть, начиная с младенцев в колясках, переоборудованных под танки, с непременными георгиевскими ленточками. И тут возникает соблазн заговорить о тотальном одичании граждан в путинской России, поскольку и младенцы с ленточками, и детвора, готовая погибнуть за дядю, и образцово-показательное усмирение лагерного восстания в гимназии, и учебное избиение школьников — это, согласитесь, беспредел.
Тем не менее впадать в грех обобщения, восьмой смертный грех, не следует. Даже с учетом того, что сотрудники полиции уже навестили жительницу Татарстана Екатерину Пантелееву, желая у девушки выведать, откуда она взяла видеозапись «учений» и кто ее надоумил это документальное кино выложить в сеть. Нет сомнений, патриотическое воспитание идет полным ходом, однако нельзя сказать, что случаи издевательства над детьми и детской психикой приняли уже необратимый характер. Напротив, никакой планомерности в нелепых играх с детьми до сих пор, к счастью, не зафиксировано. Полицейщина разлита в российском воздухе, но такие игры все-таки вряд ли станут массовым явлением.
И это очень часто оборачивается громким скандалом и позорищем для тех, кому неймется вместе с малышами спеть чего-нибудь про ядерную войну или приобщить несовершеннолетних к миру взрослых тюремных зрелищ. А скандалы кончаются тем, что начальству на местах приходится долго оправдываться, мучительно подыскивая к слову «идиотизм» какой-нибудь пристойный синоним и не находя его. И патриотические с виду видеоролики в конце концов выскребаются из Рунета, но гугл, как говорится, помнит все, и звонкое имя Кувычко гремит в веках.
Начальство бузит, пламенея патриотическими восторгами и пытаясь заразить ими детей, но общество активно сопротивляется
Вот и по итогам инцидента в Златоусте дирекции школы и правоохранителям необходимо теперь читать в соцсетях комментарии, не поддающиеся прямому цитированию. А также отвечать чиновникам из Министерства образования Челябинской области, которые требуют извинений и объяснений — но что тут объяснишь? А Росгвардия, отрабатывавшая, как нам показалось, приемы ближнего боя с митингующими в татарской школе, просто открещивается от происшедшего. Спрашивается, кто же разгонял учащихся, винтил их и препровождал? Истина откроется не скоро, общественный же резонанс таков, что генералу Золотову в пору опять обряжаться в мундир и вызывать на дуэль клеветников и недоброжелателей.
Короче, начальство бузит, пламенея патриотическими восторгами и пытаясь заразить ими детей, но общество (бывает, что и в лице чиновников) активно сопротивляется, и это всякий раз хорошая новость, и не нужно думать исключительно о плохом. «Палкой бей!» — кричит заведенный с пол-оборота командир, но дети, жертвы пороков взрослых, преимущественно скучают и тоскуют, родители в ужасе, социум против того, чтобы казематные нравы переносились на волю и в школьном спортзале пятиклассникам показывали, как группа быстрого реагирования расправляется непонятно с кем. То ли с преступниками, то ли с невиновными, которых посадили за решетку, довели до ручки, и в зону вошел спецназ. «Палкой снизу!» — надрывается гражданин начальник, и надо бы увести детей.