Все новости

Интервью

Редакционный материал

Министр правительства Москвы Евгений Данчиков: Борьба за человеческий капитал — ключевой тренд конкуренции мегаполисов

Как Москва зарабатывает на праздниках и народных гуляниях, почему столица не нуждается в федеральном финансировании нацпроектов и удается ли ей на равных конкурировать с крупнейшими мегаполисами мира — об этом и многом другом «Сноб» поговорил с министром правительства Москвы, начальником Главного контрольного управления города Евгением Данчиковым. Беседа состоялась во время Гайдаровского форума, проходившего в Президентской академии (РАНХиГС) в середине января

28 января 2020 18:32

Евгений Данчиков Фото: Владимир Трефилов/РИА Новости


Ɔ. Национальные проекты реализуются уже год, и этот год показал, что не все так однозначно с выделенными на них финансами и с освоением этих средств в регионах. Что происходит в Москве, что вы можете сказать по этому поводу?

Для того чтобы ответить на ваш вопрос, хочу отметить, что Москва не использует федеральных средств на реализацию национальных проектов. И поэтому темп решения задач по реализации национальных проектов, которые поставлены президентом Российской Федерации и определены в государственных программах, как минимум не снизился, а по ряду направлений даже повысился. Особенно тех, что связаны с реализацией социальных целей: мы по ним не видим ни отставаний, ни проблем, ни рисков. И если говорить о недавнем анализе Счетной палаты, в котором говорится о рисках недофинансирования ряда направлений нацпроектов и недоосвоении средств, то это неактуально для столицы. Москва федеральных денег не получает, мы работаем в рамках своих средств.


Ɔ. Почему вы не используете федеральное финансирование? 

Оно нам просто не нужно. Москва относится к числу субъектов-доноров Российской Федерации, она, напротив, дает государству больше денег, чем получает. Бюджет столицы достаточно надежный. На 2020 год в нем заложено порядка 3 триллионов рублей. За 10 лет он вырос более чем вдвое, благодаря повышению эффективности управления, развитию инфраструктуры, которая создает предпосылки для привлечения дополнительных инвестиций.

Возьмем, к примеру, прошедшие новогодние празднования, которые так много и часто критикуют за якобы огромные траты — цифры в прессе называются от 1,5 до 1,75 млрд рублей. Но никто при этом не говорит, сколько город на них заработал. Недавно мы сделали предварительную оценку: только в бюджетную систему Москвы поступит 147 млрд рублей. Приток гостей из России и из-за рубежа — Германии, Франции, Италии, Китая — только в новогодние праздники составил около 5 млн человек. Все это дает дополнительный толчок развитию столичного бизнеса, всех сфер жизни города. Зарабатывает бизнес — зарабатывает и город.


Ɔ. Опираясь на свой опыт, Москва могла бы что-то посоветовать регионам, «поучить жизни»?

Понимаете, здесь же проблемы нелинейные, они носят комплексный характер и зависят от базовых географических и социально-экономических факторов. 

Бывает так, что на долгие процедуры согласования различных тендерных документов  у некоторых заказчиков или распорядителей бюджетных средств уходят месяцы — чтобы какую-нибудь тендерную документацию согласовать или какой-то проект прошел через экспертизу. При этом многие расценки проектно-сметной документации, разработанные в 90-х годах, устарели.

В Москве система уже выстроена за счет, в том числе, цифровых технологий, очень многие элементы этой работы, например экспертиза, автоматизированы. Соответственно, в столице на подготовительную работу сегодня уходит намного меньше времени, чем было раньше. А в других субъектах Федерации и даже на федеральном уровне все это намного сложнее. Обычное согласование между федеральными ведомствами проекта нормативного акта может длиться месяцами.

Про национальные проекты хочу отметить, что появление новых больниц еще не означает, что у нас вырастет уровень жизни или ее продолжительность. Нужна модернизация самой системы здравоохранения, и, может быть, внедрение высокотехнологичных методов медицинской помощи, каких-то новых лекарств, медицинского оборудования. Поэтому все мероприятия, заложенные в нацпроектах, должны рассматриваться в совокупности, должна обеспечиваться их координация — о чем, в частности, шла речь и на Гайдаровском форуме.


Ɔ. В обществе сложилось такое мнение, что Москва хорошо живет за счет других регионов. К примеру, условная нефтяная компания работает в Заполярье, а налоги платит в столице, потому что здесь ее офис. Что вы можете сказать по этому поводу?

Основной источник наших доходов — НДФЛ, а не налог на прибыль. Не секрет, что в Москве проживает около 12 миллионов человек, а реально работающих — больше, сегодня городская агломерация насчитывает примерно 20 миллионов человек. И за счет того, что в городе есть рабочие места, налог на доходы физических лиц является основной доходной частью столичного бюджета. 

По поводу офисов крупных компаний — их, на самом деле, не так много. Многие компании, и нефтяные в том числе, уже давно зарегистрированы в других местах — например, в Санкт-Петербурге или Сибири. Поэтому то, что Москва «жирует» за счет крупных российских предприятий, — это миф. К тому же история с большими компаниями достаточно нестабильная. Я раньше работал в Министерстве финансов и помню, как регионы всегда боролись за доходные источники, за крупные производства, но проблема была в том, что сегодня они зарегистрировались, а завтра перерегистрировались, и те деньги, что они платили региону, уходят вместе с ними. В результате возникают большие риски, потому что под эти деньги регионы уже планировали свои бюджеты. А вместо денег получили финансовую дыру, которую уже ничем не закрыть.


Ɔ. На фоне регионов Москва выглядит суперроскошно. Тем не менее у столичной администрации наверняка есть какие-то планы по улучшению городской среды и по-прежнему сохраняются какие-то болевые точки. Куда будет направлено ваше внимание в этом году?

Город работает и будет работать на создание, на улучшение качества жизни горожан. На самом деле мы себя уже давно сравниваем с мировыми мегаполисами. Развиваются тренды на урбанизацию, на, соответственно, конкуренцию городов, а не только государств. В конкуренции мегаполисов одна из ключевых проблем — борьба за человеческий капитал. Люди сегодня все больше хотят жить в комфортной среде, в обстановке, которая им больше нравится, с учетом космополитизма и возможностью завтра оказаться в любом месте мира и жить где угодно. Это и дает импульс к тому, чтобы каждый мегаполис развивал инфраструктуру, сервисы, городскую среду абсолютно другого уровня и более высокого качества. Сюда входит и транспорт — вы видите новые проекты, связанные со скоростными диаметрами, — и, конечно, продолжение программ по благоустройству города, причем не только центральной его части, и создание условий для улучшения инвестиционного климата, для тех высокотехнологичных предприятий, производств, предпринимателей, которые должны у нас остаться. Мы хотим, чтобы они работали в Москве, потому что это и дополнительные доходы для городского бюджета, и абсолютно другой уровень и качество жизни горожан.


Ɔ. Пару слов о цифровизации. В Москве, кажется, уже оцифровано все и вся. На что городские власти будут обращать особое внимание в ближайшие годы в этой сфере? 

Мы работаем над цифровыми технологиями госуправления, над созданием и модернизацией инфраструктуры. Потому что это дает новое, иное качество и скорость принятия управленческих решений, поднимает уровень взаимодействия между гражданами и государством. Да и между самими госструктурами в том числе. Современная цифровая инфраструктура обеспечивает гораздо более высокий уровень городской среды, когда бесплатный, высокоскоростной и самый дешевый в мире интернет доступен во всех общественных пространствах. И это, безусловно, дает огромные возможности для развития, делает жизнь комфортнее и интереснее.

Беседовали Ксения Чудинова и Сергей Цехмистренко

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

На Гайдаровском форуме, который 15 и 16 января проходил в РАНХиГС, «Сноб» встретился с губернаторами и региональными министрами, чтобы выяснить, как соотносятся те большие цели, которые поставил в своем послании президент, с реалиями региональной жизни. Губернатор Мурманской области Андрей Чибис рассказал о проекте «Цифровой город» для заполярного Мурманска и о том, как в регионе решаются проблемы здравоохранения и высоких коммунальных платежей
До того как возглавить Орловскую область, Андрей Клычков 8 лет руководил фракцией КПРФ в Московской городской думе. О том, чем отличается работа законодателя и чиновника, что удалось сделать за 2 года на посту губернатора и какие вызовы еще впереди, Клычков рассказал «Снобу» во время Гайдаровского форума, который проходил в январе в Москве, в Президентской академии (РАНХиГС)
15 и 16 января в РАНХиГС проходит Гайдаровский форум. Одной из главных тем первого дня стала роль научного и практического наследия Егора Гайдара. «Сноб» собрал самые острые и неожиданные мнения участников и гостей форума