Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Колонка
Кесарю — кесарево.

Почему в Конституции не должно быть Бога

3 Февраля 2020 11:45
В России вовсю идет обсуждение поправок в Конституцию — в процесс уже включилась Русская православная церковь. Включилась предсказуемо — и, к сожалению, неконструктивно. Как для самого процесса обсуждения, так и для репутации РПЦ

Глава РПЦ патриарх Кирилл фактически поддержал один из пунктов «духовного» пакета, выдвинутого ранее российскими традиционалистами, и предложил добавить в преамбулу Конституции упоминание Бога. Не Иисуса Христа, а именно Бога — в универсальной формулировке. «Я не говорю только о православных — я говорю также о мусульманах и о многих, о многих других», — отметил патриарх.

Предложение патриарха поддержали как российские традиционалисты, так и некоторые религиозные деятели. Причем не только православные (как, например, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, по мнению которого в Основном законе страны нужно закрепить «государствообразующую роль православной веры»), но и мусульманские — например, руководитель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин. Который не только «на тысячу процентов присоединился к его святейшеству», но и внес свою лепту — предложил добавить не только пункт о Боге, но и о том, что государство должно поддерживать традиционные религии «морально и материально».

К счастью, в России достаточно людей и экспертов, которые объясняют служителям культа и их сторонникам минусы данной идеи. Точнее то, что в этой идее почти одни минусы. И речь не только о дискриминации атеистов, которая сразу приходит на ум. Речь о куда более серьезных проблемах, связанных с государственностью и безопасностью.

Патриарх Кирилл и президент Владимир Путин на богослужении в храме Христа Спасителя Фото: Агентство «Москва»

Во-первых, наша страна все-таки еще не «Православная Республика Россия». И тем более не «Исламская». Россия является светской страной, которая давно перешла от лозунга «православие, самодержавие, народность» к «свободе, равенству и братству». Светский характер российского государства закреплен в ст. 14 Конституции России, поэтому, как отметила зампредседателя Совета при президенте России по правам человека Ирина Киркора, упоминание Бога в Основном законе страны приведет к юридической коллизии: пункт преамбулы вступит в противоречие с текстом статьи.

Более того, тут речь не просто о коллизии, а о принципах существования государства. Светское государство существует на основе законов, которые разрабатывают юристы и которые соответствуют духу времени. В светском государстве у этих законов есть абсолютный и непреложный приоритет над принципами веры, Бога и написанными людьми от его имени религиозными нормами поведения. За этот приоритет, за отделение Церкви от государства просвещенные люди бились веками, и глупо сейчас ставить под сомнение это важнейшее достижение.

Во-вторых, Конституция — это не манифест и не декларация, а юридический документ. Основной закон страны, в котором должны быть прописаны исключительно понятия, имеющие общепринятые толкования. А «Бог» — это все-таки не общепринятое юридическое, а субъективное понятие. Как абсолютно верно отмечает президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер, «под словом “бог” патриарх понимает одно, муфтий понимает немножко другое, раввин понимает немножко третье, а буддист, атеист или агностик понимает что-то третье, четвертое, пятое. А все эти люди — граждане России. Поэтому это достаточно будет разным толкование. А Конституция должна быть одинаковая для всех». 

В-третьих, если в основном законе страны будет прописано крайне широкое понимание слова «Бог» и право людей в него верить, то это создаст огромное поле для злоупотреблений. И речь не о том, что права кришнаитов, язычников и сторонников Ктулху будут уравнены с правами сторонников традиционных религий (в этом-то как раз проблемы нет — перед законом равны все), а в том, что такой пункт Конституции может быть использован для легитимации различных сект. Сект, которые воспитывают у людей тоталитарное сознание, вырывают их из общества, калечат жизни их и их семей — но право которых верить в своего Бога и служить ему будет (в случае принятия поправки) защищено Конституцией РФ. Конституцией, где — по понятным причинам — нельзя будет написать, каким богам можно поклоняться, а каким нельзя. Как и то, какие духовные учреждения государство должно содержать, а какие нет (к вопросу о стремлении Талгата Таджуддина эксклюзивно окормляться из госбюджета).

Хочется надеяться, что отечественные депутаты все-таки прислушаются к юристам, а не к православным или к исламским иерархам

Таким образом, хочется надеяться, что отечественные депутаты (среди которых сейчас модно быть верующими) по вопросу поправок все-таки прислушаются к юристам, а не к православным или к исламским иерархам. Что же касается РПЦ, то ее активность можно только приветствовать — однако для самой Церкви и для государства, в котором она находится, было бы неплохо, если бы эта энергия направлялась в нужное русло.

Например, на духовное (не путать с мракобесным) воспитание россиян. На защиту традиционных (не путать с домостроевскими) ценностей консервативного российского общества. На обуздание псевдоправославных активистов, которые в своем стремлении «защищать веру» ведут себя не как миссионеры, а как инквизиторы. Особый интерес для науки тут, конечно, вызывают русские националисты, а точнее, то, каким образом они умудряются в своих головах сочетать национализм и христианство (в основе которого лежит как раз отрицание деления людей на нации — «нет ни эллина, ни иудея»).

В конце концов, РПЦ должна заняться популяризацией образа своей организации и лично патриарха Кирилла среди мирян, то есть людей, для которых РПЦ является не сакральной структурой с безусловной легитимностью, а общественным институтом. Институтом, репутация которого формируется в ходе «живого» общения с его представителями. И для кого-то РПЦ — это богобоязненный, вежливый и отзывчивый батюшка из храма возле дома, который всегда выслушает и поможет. Для других РПЦ — это подлец в сутане из Хованского крематория, являющийся элементом «кладбищенской мафии» и требующий от верующих по четыре тысячи рублей за пятиминутное махание кадилом над усопшими. РПЦ должна очистить свою структуру от таких людей и заниматься своими, божьими делами, а не посягать на кесарево.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Михаил Шевчук
В стране почти профессиональных оскорбленных новый скандал с «батонами» для керченских блокадниц не мог не вызвать очередную вспышку «народного гнева». Власть, кажется, созрела для того, чтобы начать напоказ карать уже своих чиновников, придя к выводу, что другой сценарий взаимодействия, кроме партсобрания, в нашем обществе недостижим
Георгий Бовт
Инициированные Владимиром Путиным поправки к Конституции многие анализируют с точки зрения того, как это поможет ему лично управлять политическими процессами в стране после истечения его последнего президентского срока. Но как новая система могла бы работать без Путина?
Константин Эггерт
Послание президента застало врасплох оппозицию, оказавшуюся неготовой представить конструктивный консолидированный ответ на весь спектр путинских инициатив: от «социалки» до изменения Конституции. И тем не менее рано или поздно отвечать придется