Начать блог на снобе
Все новости
Редакционный материал

Главный режиссер Росгосцирка Юрий Квятковский: Успех современных цирковых постановок кроется в подаче

Новым главным режиссером Росгосцирка станет человек из мира театра — ученик Дмитрия Брусникина и один из основателей независимой творческой группы Le Cirque de Sharles La Tannes Юрий Квятковский. «Сноб» поговорил с режиссером о его планах на новой должности, традиционализме в цирке и требованиях запретить представления с животными
21 февраля 2020 10:50
Фото: Артем Житенев/ТАСС


Ɔ. Ваше назначение вызвало неоднозначную реакцию. Вас все-таки знают прежде всего как театрального режиссера. Как получилось так, что вам предложили работать в Росгосцирке?

В Росгосцирк пришла молодая команда со свежим подходом. Прежде всего это Лиза Гамбург — человек из мира кино, знающий, что такое производство. Еще до моего назначения мы придумали программу, защитили ее. Понятно, что Росгосцирк — место не простое, но команда меня вдохновляет. 


Ɔ. С какими еще проблемами, помимо частой смены руководства, сталкивается цирковая индустрия в России сегодня?

Росгосцирк — это не вся цирковая индустрия страны, а отдельная организация. Цирк на Цветном бульваре или на проспекте Вернадского к ней не относятся. Есть другие прокатчики, и у них свои программы. Сейчас Росгосцирк с ними конкурировать не может, несмотря на то что у него есть и артисты, и производственная база, и более 30 площадок по всей России. На мой взгляд, проблема в том, что всеми этими инструментами необходимо научиться пользоваться. Они должны превращаться в спектакли, в конкурентоспособные программы. Но сейчас лучшие креативные силы — режиссеры, художники — уходят в проекты «на стороне». Там другие зарплаты и сам процесс организован привлекательнее. 

Общая проблема для всех — отсутствие института цирковой критики. Как в театре устроено: если спектакль выходит и про него не пишут критики, его как будто и не было. О цирке писать некому. Только одна потрясающая Ирина Селезнева на весь российский цирк. И соответственно, нет изданий, где можно было бы о нем почитать. Мне это кажется очень странным. Конечно, нужны люди, которые анализируют, что происходит в цирковом мире, пишут о программах, разбирают режиссуру. О себе очень полезно читать. Сейчас цирковая аудитория читает о проектах только рекламные буклеты. 


Ɔ. Получается, что ваша задача как нового главного режиссера — сделать программу, способную конкурировать с представлениями частных цирков?

Моя задача — выстроить процесс таким образом, чтобы все программы были выполнены на высоком уровне и чтобы в них появились новаторские идеи. Нашему зрителю еще с советского периода привычнее всего дивертисмент. При этом существует множество других форм цирковых представлений, например, спектакли с сюжетом. В последнее время постановщики начали обращать внимание на этот жанр, но пока мало кому удается органично соединить природу цирка с повествованием. Другой пример — «цирк на сцене». Раньше у Росгосцирка было несколько дирекций, занимающихся этим направлением. Сейчас их нет, хотя направление востребовано: вот уже несколько лет на сцене театра мюзикла с успехом идет спектакль «Реверс».

Условно говоря, есть два вектора работы: первый — разобраться с конвейером и перезапустить существующие программы в обновленном виде, и второй — запускать проекты с нуля. И вот тут нужны правильные коллаборации.


Ɔ. Вы уже с кем-то договорились? 

Имена на этом этапе называть еще рано. Могу описать пример сотрудничества. В качестве сценария для циркового спектакля мы намерены использовать новый альбом одного популярного музыканта. Спектакль окунет зрителя в мир альбома за счет циркового действия. 

В начале ХХ века для цирка писали лучшие композиторы, Маяковский сочинял тексты, самые авангардные художники делали декорации для цирка. Сегодня тоже есть много людей, которые могли бы внести какую-то фантазию в цирк, энергию, но это не происходит. Одна из моих задач — каким-то образом реанимировать этот процесс. Открыть двери для всего актуального. 


Ɔ. Какие номера из традиционной программы вы бы оставили в новом цирке, а какие бы убрали?

Успех всех современных постановок кроется в подаче. Сами трюки, конечно, тоже совершенствуются. Это как в фигурном катании: меняются нюансы, программы усложняются, но основа кардинально поменяться не может. Воздушная акробатика, иллюзия, жонглирование, клоунада и так далее — это все жанры с вековыми традициями. Важно по-новому увидеть трюк и по-новому его подать, придумать какую-то свою фишку, свой сюжет, чтобы из трюка возникла история. 


Ɔ. Как вы планируете решать вопрос с животными в цирке?

Здесь все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Во всем мире наблюдается тенденция на запрет дрессуры, часто в пример нам ставят Европу. Но даже там, если животное родилось в цирке или в зоопарке в третьем поколении, его разрешают держать в цирке. Так во Франции, Англии, Италии, почти во всем Евросоюзе. К тому же там нет табу на представления с домашними животными. В Европе есть, например, потрясающие конные театры. Проблема, скорее, не в дрессуре как таковой, а в безответственном отношении к животным. 

Зоозащитники и часть общества требуют расформировать цирки с животными. Но в то же время у нас в стране люди гораздо охотнее идут в цирк с животными, чем без них. По крайней мере, в регионах, где и так катастрофическая ситуация с посещаемостью. Отменим животных — станет еще хуже, а ведь привлекать аудиторию — это тоже наша задача.  


Ɔ. Нужно ли бороться с клановостью в цирке? Я имею в виду цирковые традиции или цирковые семьи со своей философией, со своим видением цирка.

С одной стороны, клановость приводит к неподвижности системы, к ригидности. Но без нее не было бы преемственности. Так что с клановостью невозможно и не нужно бороться — от нее не уйти. С ней надо научиться взаимодействовать, вести диалог. Другого варианта нет. Кстати, в театре наблюдается похожая ситуация. 


Ɔ. Сколько времени потребуется на преобразования, которые вы задумали?

Сейчас все выглядит очень оптимистично, но точно сказать, сколько времени это займет, мне трудно. В цирке другой темп, не такой, как в кино или театре. Программы создаются по полтора года. Репетиция номера может занять 5–8 месяцев. 

Мой опыт подразумевает быструю работу в полевых условиях. Можно ли применить опыт кризисного менеджмента в цирковой среде? Надо попробовать и посмотреть, что получится. Я внутренне готов к разного рода препятствиям и к тому, что планы придется корректировать.

Подготовили Ксения Чудинова, Ксения Праведная

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Играть на сцене «Гоголь-центра», выйти в финал шоу «Голос», записать несколько музыкальных альбомов и снять два собственных фильма — неполный список профессиональных достижений китаянки Ян Гэ. 11 лет назад она переехала из Пекина в Тулу, не зная языка и слабо представляя, как выглядит жизнь в России. «Сноб» поговорил с Ян Гэ о том, как ей удалось попасть в труппу к Серебренникову, запустить собственный бренд косметики и одежды и стать своей в чужой стране
В ЦВЗ «Манеж» 28 января открылась экспозиция «Сальвадор Дали. Магическое искусство». «Сноб» поговорил с директором Музея Фаберже, председателем правления культурно-исторического фонда «Связь времен» Владимиром Воронченко о выставочной концепции, личном вкусе и о том, как за пять лет создать мировой бренд
Ставшее затрепанным слово contemporary точно характеризует нашу реальную нереальность. Впрочем, в сочетании с именем Vienna возникает какая-то моцартовская ослепительная нота, которая способна примирить с любой современностью. О некоторых итогах и перспективах viennacontemporary рассказал в своем интервью «Снобу» владелец ярмарки, российский предприниматель и филантроп Дмитрий Аксенов