Начать блог на снобе
Все новости

Интервью

Редакционный материал

Амиран Муцоев: Самые успешные парки в мире находятся внутри городов

29 февраля в Москве, в Нагатинской пойме, открывается тематический парк «Остров мечты». Накануне этого события «Сноб» побеседовал с председателем холдинговой компании «Остров мечты» Амираном Муцоевым, реализовавшим этот проект, о том, как родилась эта идея, почему большинство сказочных героев придумал сам Амиран и есть ли будущее у «Острова» в других странах мира

28 февраля 2020 16:49

Амиран Муцоев Фото: Анастасия Шуб
 


Ɔ. Вы всю жизнь занимались торговыми комплексами, и вдруг — парк развлечений, мир сказки (хотя и с интегрированным туда торговым центром). Скажите, для вас это больше бизнес или исполнение какой-то давней мечты? 

Чтобы воплотить в жизнь подобный проект, одних денег недостаточно, даже очень больших. И хотя в нашей стране очень много людей, которые богаче меня во много раз, «Остров мечты» построил именно я. Знаете почему? Сегодня в мире много тематических парков, но все почему-то вспоминают «Диснейленд». И это потому, что непосредственно сам Уолт Дисней вложил в проект свою душу, самого себя. И если ты сам не занимаешься этим проектом, не увлекаешься, если ты не творческий человек и не живешь им, построить подобное просто невозможно. 

Я начал проектировать этот парк в 2007 году. И всегда хотел, чтобы в нем были реализованы какие-то мои мечты и сценарии, которые я начал писать для мультфильмов лет за 15 до этого. Это оказалось непростым процессом. Прежде чем осуществить задуманное, мне пришлось идти в регионы, строить с нуля компанию (сейчас она входит в пятерку крупнейших в России по коммерческой недвижимости), с нуля же возводить торговые комплексы. 

Что касается бизнес-составляющей «Острова мечты», то здесь тоже есть свои сложности. Если в торговых центрах достаточно просто спрогнозировать модель, то в тематическом парке многое неясно: придут ли туда люди в достаточном количестве или нет, потратят ли они деньги на билеты или еду? Тем не менее мы предполагаем, что инвестиции окупятся за 10–12 лет. Но вдруг что-то пойдет не так?

Амиран Муцоев и Ксения Чудинова Фото: Анастасия Шуб


Ɔ. Когда вы создавали этот проект, на какие мировые образцы вы ориентировались? И что у вас совершенно новое, уникальное?

Конечно, мы внимательно проанализировали мировой опыт и привлекли к проекту лучших консультантов из США, России и других стран. Я сам проехал по всем значимым тематическим паркам, причем не только тем, которые находятся за городом («Диснейленд» в Париже), но и тем, которые расположены в черте города — «Диснейленд» в Токио, Lotte World в Сеуле, Universal Studio в Осаке. Нам хотелось сделать цельный туристический кластер, чтоб любой член семьи мог найти себе развлечение. Поэтому и торговая часть у нас — это не совсем про торговлю. Это буферная зона, городской променад. У «Юниверсал» и в «Диснейлендах» это называется city walk: улица кафе, больших магазинов, ресторанов. И туда вход бесплатный — это обязательно, чтобы привлечь больше людей. 

Но я не хотел создавать похожий проект. Я все время думал о чем-то таком, чего нет ни у кого. Например, вокруг «Острова мечты» создан большой ландшафтный парк, который огибает наш проект, люди могут там находиться, не оплачивая вход. И все развлекательные детские площадки на его территории наподобие «Панда-парка» — тоже бесплатные. 

У нас появится концертный зал вместимостью до 4500 мест непосредственно в городском променаде с возможностью работы 12 месяцев в году. Здесь я во многом ориентировался на опыт Mall of America в штате Миннесота. Там крытый тематический парк, в четыре раза меньше нашего — Nickelodeon Universe, а вокруг торговый комплекс. У них 57 миллионов посетителей в год — примерно в четыре раза больше, чем у парижского «Диснейленда». 


Ɔ. Но он находится за пределами города?

Да, он находится за пределами города. Но рассчитан комплекс не на местных туристов — во всей Миннесоте около пяти миллионов жителей.


Ɔ. Да, американцы славятся своим внутренним туризмом. А почему, кстати, вы рассматривали не загородную площадку, а именно локацию в Москве, в черте города?

Самые успешные парки в мире — это те, которые находятся в черте города, потому что больше 60 процентов их посетителей — это горожане. И для того, чтобы частота посещения была не один раз в год, а минимум два-три раза, парк должен находиться в непосредственной близости от места проживания потенциальных посетителей.


Ɔ. Немало проектов находятся и за городом. Тот же «Диснейленд» в Париже. А в городе при таком наплыве публики, как вы планируете — до 35–50 тысяч человек в день, — транспортного коллапса не избежать, разве нет?

С точки зрения экономики, в целом городские парки более рентабельны, чем загородные. «Диснейленд» в Париже несколько раз был на грани банкротства, его спасли только дотации муниципалитета, а вот его токийский собрат все время в прибыли. Я своими ногами прошагал все городские проекты и нигде не видел никакого транспортного коллапса. Да, машин немало, но это не катастрофа — плюсов намного больше. Идеальным все быть не может. За счет туристов, приехавших в парк, город зарабатывает намного больше, потому что эти туристы остаются не на 4, скажем, дня, а на 7. А это дополнительные доходы, прежде всего в городской бюджет. Опять же будет развиваться внутренний туризм, а с ним будет открываться больше небольших гостиниц, хостелов. И это станет драйвером для бизнеса, особенно среди молодежи. Плюс новые рабочие места, разумеется. 

Слева направо: Сергей Цехмистренко, Ксения Чудинова и Амиран Муцоев Фото: Анастасия Шуб


Ɔ. Еще один вопрос, который неизбежно возникает, — вопрос о ценовой политике. Одной из причин неудач «Диснейленда» в Париже называется падение доходов европейцев. У вас цены не самые маленькие для нашей страны, далеко не все смогут позволить себе посещение. Тот же «Диснейленд» в Париже несколько раз снижал цены, чтобы увеличить поток людей. Насколько у вас все просчитано? Проводили ли вы маркетинговые исследования на этот счет и что они вам показали? 

В будний день у нас стоимость билета 1900 рублей. В выходные — 2600 для ребенка и 2900 для взрослого. Дети ростом до 90 сантиметров, как и во всех парках мира, проходят бесплатно. За эти деньги можно посетить все аттракционы — а их 27, включая 2 американские горки и аттракционы с виртуальной реальностью, кукольный театр на 200 мест, спектакль с голографическим шоу — театрализованное шоу в зале на 600 человек, квесты. И все это, замечу, в течение целого дня, и по времени ограничений никаких нет. Мы, естественно, сделали исследования. Так вот, если бы мы ориентировались только на них, то цена обычного билета составляла бы 4500–5000 рублей, а VIP-билета — 7000.

Давайте сравним с другими видами развлечений. Стоимость посещения театров у нас составляет 6–8 тысяч рублей. В кино средний чек — 700 (включая напитки и попкорн). Замечу, что в театре или кино человек проводит максимум 2–3 часа. Экстремальные виды развлечений — 1100 рублей за 20 минут, вход на каток — 850. Если взять другие парки аттракционов, то там билет стоит 3500, либо можно оплачивать отдельные аттракционы — от 400 до 700 рублей за каждый. 


Ɔ. Все будет зависеть, наверное, от туристического потока. А страна у нас, в общем-то, не самая богатая. 

Как я уже сказал, прежде всего мы рассчитываем на москвичей. Но не только. Жители Петербурга: 3–4 часа на поезде, и они здесь. Далее. Из ежегодного 27-миллионного турпотока в Москву 7–8 миллионов — это иностранцы. И мы планируем 12-процентный рост туристического потока в Москву после запуска «Острова мечты» — за счет молодежи, молодых семей, а не пенсионеров или бизнес-туристов, как сейчас. Да даже если из оставшихся 20 миллионов туристов из России в парке побывают 5–6%, это все равно миллионы людей! Нам достаточно, чтобы основная масса посетителей приходила в парк не больше двух раз в год. Если ко мне придут 7 миллионов человек в год, то за 10 лет парк окупится.


Ɔ. Давайте поговорим о контенте. Мы знаем, что, начиная с того момента, как вы объявили о сказочных героях тематического парка, на вас посыпались обвинения типа: «Зачем нам эти Смурфики, дайте нам Садко! Почему нет богатырей? Где “Союзмультфильм”?»

Как только меня ни обзывают: предатель, пропагандист американской, бельгийской культуры! Я на это обычно отвечаю: а вы изучили проект? 60% героев «Острова мечты» — это те, которых мы создали здесь, сами, с помощью русских писателей, мультипликаторов, сказочников. Сотни художников с нуля нарисовали 1,5 тысячи сказочных персонажей. Ведь есть, к примеру, Снежная Королева Андерсена, есть вариант Диснея или «Союзмультфильма», а мы сделали свою Снежную Королеву. Или Маугли — всех героев мы сами нарисовали и на основании сказки Киплинга создали огромную зону «Маугли в стране динозавров». Помимо этого, мы создали свои новые сказки, например, про девушку, которая живет на болоте. Но я, конечно, не Дисней, да и в принципе мы не можем сделать все сразу. 


Ɔ. А с детьми по поводу сказок вы советовались? В том числе и со своими? 

Нет, с детьми не советовался, честно скажу, даже не думал об этом — считал, что это бизнес-процесс. Поэтому к тем сказкам, которые мы придумали сами, добавили мировые популярные бренды: Смурфиков, Черепашек-ниндзя. Это бренды, которые не умирают. Они живут по 20–30 лет, а Смурфикам уже 60, не меньше. Не надо также забывать, что у нас еще есть иностранные туристы, которые тоже должны приходить в парк. Они не знают Садко. Мы взяли лучших американских, бельгийских героев, но на их базе мы создаем еще и свое. 

Изначально была мысль, что парк будет монобрендовым — DreamWorks. Да, это американцы, и что? В США ушли далеко вперед в части создания подобных проектов. Но в итоге вышли на многобрендовую концепцию. 

Что касается «Союзмультфильма», то у нас был с ним контракт, но мы его расторгли по взаимному согласию сторон, без каких-либо претензий. 


Ɔ. Вам не кажется, что у «Острова мечты» немного старомодный фасад, напоминающий тот же «Диснейленд»? Не было мысли удивить посетителей чем-то более современным? 

У нас была сложная задача: архитектор должен был сделать проект, чтобы он напоминал сказку, но ведь одновременно это всероссийский проект с городским променадом, с концертными площадками, барами и ресторанами. Слишком сказочный фасад не впишется — надо было добавить в него российский дух. Мы сделали тысячи проектов фасадов и в конце концов выбрали вот этот. Надо некоторое время с ним пожить, чтобы он вам понравился. Мы взяли что-то от советских высоток, от ГУМа. Современную стекляшку через 10 лет уже надо будет сносить. А фундаментальное здание еще 50 лет будет смотреться красиво. Важно воспринимать проект комплексно. Мы сделали сумасшедшую подсветку, все витражи будут изнутри светиться. Вокруг будет ландшафтный парк площадью 44 гектара. 


Ɔ. О развитии уже задумываетесь? Не хотели бы сделать что-то за пределами России?

Любой проект нужно делать не локально, а глобально. Есть множество стран, где я хотел бы реализовать «Остров мечты». Пусть наша российская компания развивается по миру. Я не буду лукавить, конечно, с удовольствием поработал бы с «Марвел». Но его купил «Дисней», и у них в стратегии нет развития парков.

Беседовали Ксения Чудинова и Сергей Цехмистренко

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

О любви. От романтических литературных историй до часовых свиданий в отеле
В ЦВЗ «Манеж» 28 января открылась экспозиция «Сальвадор Дали. Магическое искусство». «Сноб» поговорил с директором Музея Фаберже, председателем правления культурно-исторического фонда «Связь времен» Владимиром Воронченко о выставочной концепции, личном вкусе и о том, как за пять лет создать мировой бренд
Три года назад Татьяна Навка создала компанию Navka Show, став одновременно и генеральным продюсером, и главной звездой своих ледовых постановок. За три года — три шоу: «Руслан и Людмила», «Аленький цветочек» и в этом году новогодняя премьера — сказка «Спящая красавица. Легенда двух королевств». Татьяна Навка о своем шоу — как она выбирает сказки для спектаклей, о роли олимпийской чемпионки Алины Загитовой и участии в спектаклях маленьких детей — специально для «Сноба»